Арматурный излучатель в оригинале называется как «balanced armature» и не имеет точного перевода. Обычно используют следующие названия наушников с этим излучателем:
- Арматурные наушники
- Наушники с уравновешенным якорем
- Наушники со сбалансированным якорем
- Балансная арматура
И множество других словосочетаний со словами «арматура», «якорь», «балансный/уравновешенный». Конструкция работы арматурного излучателя настолько далека от динамического и настолько маловариативна среди арматурных излучателей, что подходит любое название.
Арматурный излучатель похож на прямоугольную продолговатую бутылочку, где звук излучается из горлышка. Таким образом, ось излучения совпадает с основной длиной, а ширина и высота излучателя относительно небольшие. Благодаря такой форме, этот тип излучателя получил широкое распространение во внутриушных слуховых аппаратах, где обычный динамический излучатель разместить невозможно в узком слуховом канале.
Маркетологи разных компаний любят сравнивать габариты арматурного и динамического излучателя, показывая, что арматурный излучатель намного мельче, а играет не хуже.
Но законы физики обмануть нельзя и все параметры, которые зависят от габаритов, справедливы и для арматурного излучателя: малые габариты – это ограничение баса и перегрузочной способности излучателя.
Что бы арматурные наушники не уступали динамическим по перегрузочной способности в области низких частот, требуется или использовать арматурный излучатель с сопоставимыми габаритами или использовать одновременно несколько излучателей.
Как и любой излучатель, арматурный или динамический, сам тип не является синонимом определения качества или обязательных характеристик. Есть бюджетные модели с посредственным звучанием, а есть дорогие и очень дорогие с высоким качеством звучания. Совершенно бессмысленно сравнивать недорогие арматурные наушники с дорогими динамическими и наоборот. Предпочтения зачастую будут в сторону дорогой модели, независимо от типа излучателя.
Конструктивно при одинаковой площади мембраны у арматурного и динамического излучателя, ход мембраны больше у динамического. По этой причине у динамических излучателей выше перегрузочная способность, которая выражается в отсутствии треска в звуке на высокой громкости. Когда стоит задача получить аналогичный бас, как у динамического излучателя с помощью арматурного – требуется большая суммарная площадь от арматурного излучателя (компенсирующая малый ход мембраны).
Дополнительным недостатком у многих арматурных излучателей является узкая горловина, которая добавляет искажений в области низких частот из-за неспособности «прокачать» необходимый объем воздуха. Горловина необходима для крепления звуковода в слуховых аппаратах. Вероятно по этой причине у арматурных излучателей компании SONY (которая не выпускает свои излучатели под слуховые аппараты) горловина отсутствует.
Развитие арматурных наушников
В истории зарождения арматурных наушников наиболее яркую роль сыграл Джерри Харви.
Арматурные излучатели в то время использовались преимущественно в слуховых аппаратах. Если слабослышащим был важен только среднечастотный диапазон (слышать речь окружающих) и высокая громкость, то музыкантам и аудиофилам необходим был широкий диапазон частот, высокая перегрузочная способность и максимально высокое качество звучания. Это требовало уже совсем другого подхода.
В 1995 году Джерри Харви создал первые custom мониторы для музыкантов, заложив основу для развития многодрайверных моделей. Custom мониторы представляли собой аналог слухового аппарата с высокой шумоизоляцией для выступления на сцене. Корпус custom наушников (как и слуховых аппаратов) изготавливается индивидуально по слепку уха, что обеспечивает надежную посадку и наилучшую шумоизоляцию. У музыкантов custom мониторы называются как система персонального ушного мониторинга.
Использование нескольких излучателей позволило получить высокое качество звука и уйти от уровня «слуховых аппаратов». Постепенно удачные custom модели перекочевали в универсальные наушники и сегодня широко распространены.
Немного ранее, в 1991 Etymoic представили модель ER-4 (до сих пор пользующуюся высоким спросом среди однодрайверных моделей). Однако модель ER-4 с одним излучателем предназначена преимущественно для аудиофилов.
Среди аудиофилов есть немало приверженцев, как однодрайверных моделей (отсутствие фильтров и соответственно меньше фазовых искажений), так и многодрайверных моделей (больше фазовых искажений из-за фильтров, но с преимуществом по какому-либо другому параметру: перегрузочная способность, глубокий приподнятый бас и т.п.).
Топ лучших моделей с технологией арматурные + динамические
Xiaomi Mi In-Ear Headphones Pro 2
Хорошая бюджетная модель, которая подойдет для тех, кто хочет получить хороший звук за небольшие деньги. Масса продукта – 14 граммов, но это практически никак не ощущается. Тип кабеля – симметричный. Диапазон воспроизводимых частот – 20-20000 Гц, при этом импеданс – 32 Ом. Максимальная мощность – 5 мВт. Конечно, это не самый высокий показатель по сравнению с флагманскими моделями, но тоже неплохой. Чувствительность – 100 дБ. Длина кабеля – 1.25 метров. Форма разъема – Г-образная.
Продается по цене: от 1 500 рублей.
наушники Xiaomi Mi In-Ear Headphones Pro 2
Достоинства:
- Хороший глубокий бас;
- Звук на 9.5 баллов, учитывая цену;
- Плотно прилегают к уху, что позволяет даже бегать в наушниках;
- Качественный разъем, который не портится от частого использования;
- Сборка на уровне.
Недостатки:
- Существенных нет.
SIMGOT EM2
Более дорогая модель, которая понравится всем ценителям качественного звука. Хорошая технология обеспечивает лучшее звучание. Продается в нескольких цветах, что позволяет приобрести более подходящие оттенки. Никакого крепления не предусмотрено. Присутствует два драйвера и отсоединяемый кабель. Первый влияет на качество воспроизведения, а второй на эргономию.
Форма разъема – прямая, что для некоторых может показаться серьезным недостатком, но спешить с выводами не надо. Потому что, несмотря на такое исполнение, изделие прослужит дольше, чем любой другой вариант.
Средняя стоимость – 7 500 рублей.
наушники SIMGOT EM2
Достоинства:
- Чистый и детализованный звук;
- Присутствует небольшой уклон в низкие частоты;
- Качественный провод;
- Длительный срок службы;
- Эффективность;
- Надежность на несколько лет;
- Удобный отсоединяемый кабель;
- Возможность создания беспроводного соединения при помощи фирменного адаптера.
Недостатки:
- Внешний звук немного проникает.
Fiio FH5
Популярная фирма, которая производит одни из лучших наушников и подойдет для ежедневного прослушивания. Изделие изготавливается из прочного материала, который не изнашивается даже спустя один год. Продается только в двух цвета: серый и черный.
Имеется 4 драйвера, конечно, вся естественность пропадает, но для некоторых это не так важно, как чистое звучание с хорошей детализацией инструментала. Чувствительность – 112 дБ на мВт. Диапазон воспроизводимых частот – 15-40000 Гц. Для большего удобства имеется отсоединяемый кабель, поэтому при любых проблемах, его можно быстро заменить.
Средняя стоимость – 21 690 рублей.
наушники Fiio FH5
Достоинства:
- Отличное прилегание к ушам;
- Удобство даже при беге;
- Надежная работа;
- Звук качественный, хорошие показатели при прослушивании гроулинга, рэпкора и металкора;
- Сборка на 5 баллов;
- Заушная посадка.
Недостатки:
- Не выявлено.
Soundcore Liberty 2 Pro
Надежные беспроводные наушники, которые отличаются удобством и звучанием. Присутствует светодиодный индикатор и 4 микрофона. Продукт относится к категории True wireless. Соединение обеспечивается по Bluetooth 5 версии, что отдельное преимущество. Поддерживается Handsfree, A2DP, Headset и т.п. Время автономной работы – 8 часов, что оптимальное решение. В комплекте присутствует удобный кейс, который подзаряжает наушники после использования. Функция Quick Charge позволит за 10 минут зарядить изделие, при этом его хватит на 2 часа.
Средняя стоимость – 9 400 рублей.
наушники Soundcore Liberty 2 Pro
Достоинства:
- Качество сборки на высоком уровне;
- Длительный срок службы;
- Эффективность;
- Надежная работа;
- Звук чистый;
- Емкий аккумулятор;
- Быстрая зарядка;
- Поддержка различных опций.
Недостатки:
- Не выявлено.
MEE audio M7 Pro
Удобный вариант, который отличается качественной сборкой и привлекательным дизайном. Импеданс – 16 Ом. Чувствительность – 96 дБ на мВт. Присутствует два драйвера, что преимущество для некоторых пользователей. Кабель легко отсоединяется. Диапазон воспроизводимых частот – 10-2000 Гц. Конструкция удобная и плотно прилегает к уху, не вызывая никакого дискомфорта. Посторонние звуки глушатся хорошо, поэтому ничто не помешает прослушиванию любимой композиции.
Продается по цене: от 12 500 рублей.
наушники MEE audio M7 Pro
Достоинства:
- Привлекательное исполнение:
- Качественная сборка, ничего не скрипит и не ломается;
- Минимальный износ при активном применении;
- Хорошее звучание на длительный период;
- Соотношение цены и качества.
Недостатки:
- Не выявлено.
Много излучателей и качество звука
Последнее время производители стараются вместить как можно больше арматурных излучателей в наушник, намекая, что чем больше излучателей, тем выше качество. На сегодняшний день среди массовых продуктов количество драйверов достигает 6 шт. В не массовых и Custom наушниках количество драйверов доходить до 12 шт и более (например JH Audio Layla).
Custom наушники с «всего» 8 излучателями
Большое количество излучателей не всегда дает выигрыш в качестве и создает проблемы с габаритами конечных наушников, в это ограничивает массовое производство наушников с количеством более 3-х излучателей. В большинстве случаев, при сопоставимых габаритах с трехдрайверной моделью, 6-ти драйверная модель попросту использует меньшие по размерам арматурные излучатели. Например у Westone W60 использует 6 излучателей, но полос для воспроизведения три, и на каждую полосу используется по два одинаковых излучателя. Стоимость при таком подходе увеличивается совсем не пропорционально качеству.
Когда дело касается Custom моделей, то зачастую по слепку уха определяется, какое максимально количество излучателей можно использовать и какие модели наушников автоматически исключаются.
Какой реальный толк от моделей с огромным количеством драйверов?
В концертных мониторах стараются за счет большого количества излучателей поднять чувствительность наушников, что в свою очередь обеспечивает громкий звук даже от слабых источников (мало ли с каким оборудованием на сцене придется работать).
Обычно, если рядовой пользователь берет концертные мониторы, то часто начинает жаловаться на хорошую слышимость фоновых помех от источника (например телефона). Большинство компаний, разрабатывающих многодрайверные модели, ориентируются на музыкантов и по этой причине надо придирчиво подходить к выбору многодрайверных наушников – результат не часто совпадет с ожиданиями. Большинство концертных мониторов предназначены для эксплуатации в условиях повышенного шума и в менее шумной обстановке воспринимаются глухими. В этом случае, переход от традиционных моделей с тремя излучателями не способствует переходу на новый уровень качества, а лишь опустошает кошелек.
Для аудиофилов необходимо настроить излучатели так, что бы они работали в облегченном режиме с низким уровнем искажений при обычной чувствительности наушников.
Помимо количества и качества излучателей на звук сильно влияют фильтры (кросооверы), разделяющие звуковой поток на отдельные частотные диапазоны. Из-за невозможности использовать катушки индуктивности и крупногабаритные конденсаторы, кроссовер и подбор излучателей является очень затратной частью в разработке и порой влияет на итоговое качество больше, чем качество излучателей по отдельности. Наушники с большим количеством излучателей и низкой ценой (пусть и кажущейся адекватной по суммарной цене комплектующих) могут существенно уступать именитым моделям, с казалось бы более простой элементной базой.
Что же касается выбора между Custom и обычными наушниками с сопоставимыми комплектующими от одного производителя, то индивидуальный корпус обычно обходится от $200 до $500.
Один в поле не воин
Именно ограничения в ширине частотного диапазона привели к появлению наушников с двумя и более излучателями. Серийно производятся модели, включающие в себя два, три и даже четыре «арматурных» излучателя. Бывают наушники, где стоит излучатель с уравновешенным якорем в роли СЧ/ВЧ-звена и большой низкочастотный динамический излучатель. Такой вариант, конечно, не идеален с точки зрения качества звука, но зато и стоит значительно дешевле, чем две и более «арматуры» в одном корпусе. А обычные динамические наушники превосходит по меньшей мере технически.
Трехполосные арматурные наушники Fischer Audio TBA-04
Встречаются и наушники с многополосными динамическими излучателями. Это чаще всего коаксиальные конструкции с СЧ\ВЧ- и НЧ-динамиками, реже модели с изобарическим принципом работы, когда два одинаковых драйвера излучают звук в одну камеру, из которой в ушной канал идет звуковод. Первый вариант обеспечивает более чистый звук с лучшим разрешением, а второй позволяет значительно увеличить мощность и получить глубокий бас, без повышения детальности звука.
Проводя аналогии между многополосными наушниками и многополосной акустикой, нельзя не поинтересоваться, как же в данном случае происходит разделение частот. В зависимости от конструкции и сочетаемости излучателей в многополосных наушниках действительно могут использоваться кроссоверы. Речь идет о простейших фильтрах первого порядка, состоящих из одного-единственного элемента.
Изодинамические наушники HiFiMan HE-6, планарный излучатель
Среди больших моделей, предназначенных для прослушивания в домашних условиях, можно встретить наушники с электростатическими и изодинамическими (планарно-магнитными) излучателями. Это исключительно дорогие модели класса High End, причем электростатические наушники требуют специальных фирменных усилителей, а для изодинамических подойдут обычные усилители для наушников. Обе технологии сложно назвать доступными по цене и уж тем более массовыми.
Продолжение: Гид по выбору наушников (часть 3): читаем характеристики
Первая часть: Гид по выбору наушников для большого города
Круглая арматура
Отдельным видом арматурных излучателей является круглая арматура, многим известная по названию первой успешной серии Siren Armature. Круглая форма повторяет динамические излучатели и конкурирует с ними только за счет качества или характера звучания. Основным преимуществом является более высокая чувствительность и отсутствие горловины. Сегодня с круглой арматурой можно встретить в основном однодрайверные модели высокого класса (такие как Grado GR8 и GR10). В большинстве случаев, наушники с круглой арматурой демонстрируют нейтральное и ровное звучание с высокой детальностью. Что интересно, у Grado GR10 позиционируется выше GR8, хотя класс наушников одинаков и модели различаются тональным балансом, GR8 обладают более «темным» звучанием, а GR10 более «светлым».
Если раньше однодрайверные наушники с широкополосными арматурными излучателями были для многих дефакто стандартном качества (Etymoic ER-4, Klipsh X10 и т.п.), то наушники с круглой арматурой достаточно уверенно потеснили лидирующие места.
Модели с младшими излучателями круглых арматур не прижились на рынке (S-Jays, Fischer Audio SBA-1), т.к. очевидного преимущества перед традиционной балансной арматурой или динамиком не было. Заявка на использование “Siren Armature” как гаранта качества восторга у потребителей не вызвала, т.к. были завышенные ожидания у разных групп. Наушники не смогли тягаться с арматурными Etymoic ER-4 и Klipsh X10 по детальности, а с динамическими моделями по качеству.
Идеальный ровный звук. Обзор арматурных наушников Campfire Audio Satsuma
Ни для кого не секрет, что продукция американского бренда Campfire Audio стоит приличных денег. Это действительно так, но в последнее время компания выпустила несколько доступных моделей. Одной из таких новинок стала однодрайверная модель, созданная на основе излучателя с уравновешенным якорем. Корпуса Campfire Audio Satsuma напечатаны на 3D принтере, а в производстве использовался AБС-пластик. Для меня эти наушники стали эталоном ровного звучания в своем ценовом диапазоне. Тут нет привычного для ch-fi сегмента акцента на верхней середине, тут нет дикого завала на нижних частотах, нижней середине. Американцы дорожат репутацией, продолжая выпускать исключительно качественный продукт.
Характеристики Campfire Audio Satsuma:
Тип наушников | внутриканальные, арматурные |
Количество излучателей | один |
Динамический излучатель | — |
Арматурный излучатель | один излучатель |
Корпуса | АБС-пластик |
Сопротивление | 46 Ом |
Частотный диапазон | 5 Гц – 18 кГц |
Чувствительность | 94 дБ/мВт |
Кабель | съёмный, 1.2 м, 3.5 мм, MMCX |
Джек | L-образный, 3.5 мм, позолоченный |
Цвет | оранжевый |
Вес | 3 грамма (один наушник) |
Микрофон | — |
Поставляются наушники в небольшой бумажной упаковке. Квадратная упаковка состоит из нескольких частей. Тонкая обложка была скреплена круглой наклейкой, а уже под ней пряталась симпатичная коробочка оранжевого цвета. На обложке можно увидеть картинку с корпусами, а так же различные сертификаты качества.
Комплектация:
- 1. Campfire Satsuma.
- 2. Плетеный провод MMCX.
- 3. Щёточка для чистки амбушюр.
- 4. Гарантийный талон.
- 5. Инструкция.
- 6. Кейс «Vine Green» from Portugal.
- 7. 3 мешочка для хранения аксессуаров.
- 8. Кабельная стяжка на липучке (2 стяжки).
- 9. Три пары пенных амбушюр (маленькие/средние/большие).
- 10. Силиконовые насадки Final Audio Tips (xs, s, m, l, xl).
- 11. Силиконовые насадки Campfire Audio (s, m, l).
Понравился комплектный салатовый кейс. Пространства внутри не так уж и много, но для наушников с проводом — достаточно. Стенки средней жесткости, защитные функции чехол более менее выполняет. Cтенки изнутри обиты искусственным материалом. Качество неплохое, торчащих ниточек и неровностей я не обнаружил.
Есть щёточка для чистки амбушюр, с тонкой металлической вставкой для удаления ушной серы. Насадок в комплекте хватает, присутствуют пенные амбушюры без эффекта памяти, плюс ко всему включены три комплекта силиконовых амбушюр. Если с пенными все понятно, то вот силиконовые меня удивили. В одном из комплектов в самом стержне проделано нестандартное углубление, оно полностью повторяет выступ на звуководе. Хочется отметить, что наушники Campfire Satsuma реагируют на замену амбушюр, характер звучания меняется кардинально. Не знаю с чем всё это связано, возможно с нейтральной подачей, но звучание меняется прям конкретно. Все насадки были разложены в маленьких мешочках, которые в свою очередь затягиваются и перекрывают небольшое отверстие (содержимое просто так не вытряхнуть).
Корпуса изготовлены из ABS пластика и нержавеющей стали. Конструкция очень простая, при этом достаточно надёжная. На крышке мы можем увидеть разве что логотип производителя. Корпуса миниатюрные и лёгкие, они теряются даже в маленьких ушках и не выпадают. По форме нареканий нет, в моих ушах такие наушники сидят просто идеально, словно я заказывал кастомную версию под себя.
Звуководы средней длины, с фирменным бортиком для фиксации насадок. Как я уже говорил, некоторые насадки повторяют данное колечко в стержне, за счёт этого мы получим улучшенную фиксацию. Качество исполнения наушников на 10 из 10, я не обнаружил никаких заусенцев, зазоров, неровностей. Звуковод сделан из нержавеющей стали.
Разработчики решили обойтись без привычной съёмной сеточки. Даже и не знаю, можно ли извлечь защитную вставку, скорее всего она несъёмная. Компенсационных отверстий на пластике я не обнаружил.
Для подключения провода задействован разъём MMCX. Данный разъём не выпирает из основания корпуса. Провод вставляется до определенного щелчка и в дальнейшем прокручивается с неким усилием. Так же мне понравилось как наушники смотрятся в собранном состоянии, вставная часть достаточно миниатюрная. Звучание, звукоизоляция зависят процентов на 70-80 от насадок, пассивная звукоизоляция очень хорошая, стоит лишь подобрать правильные насадки. Американцы не обошли стороной поклонников басовитого звука, выпустив модель «Honeydew». Это такая однодрайверная модель в том же самом корпусе, но уже с мощным и басовитым звуком.
Отдельно стоит поговорить о технологии T.A.E.C. Инженеры компании изготавливают специальную акустическую камеру, методом трёхмерной печати. Подобное решение позволяет получить меньше искажений в высокочастотном диапазоне. Данная технология применяется в некоторых других моделях компании. Установлен один широкополосный арматурный излучатель, этот излучатель отвечает за проработку всего частотного диапазона (от 5 герц до 18 килогерц).
К лёгким корпусам был подобран легкий и неприметный провод. К недостаткам можно отнести незначительный эффект памяти. Шнурок сплетен из четырех жил, за счёт небольшого диаметра он всё же частенько запутывается. Этот же провод входит в комплект некоторых других наушников, таких как Andromeda и Polaris. Что еще можно о нём сказать… Да особо нечего добавить, качественный и удобный провод, он не обладает микрофонным эффектом, не мешает наслаждаться музыкой.
Есть металлический разветвитель с фиксатором точки расхождения проводков. Заушины MMCX с цветовым обозначением каналов. Левый и правый канал обозначается маленькой точкой, а так же дополнительной разметкой L-R. Штекер L-образный, с защитным выводом.
Звук.
Оборудование для измерений: Vibro Veritas. Наушники для сравнений: iBasso IT00, Ikko OH10, FiiO FH5, Shanling ME200, Periodic BE, Periodic Carbon, Meze 99 Neo, TFZ Tequila 1, Moondrop Aria 2021, TFZ Live 3, FiiO FA9 и многие другие. Источники: Daart Canary, EarMen Eagle DAC, Shanling M5S, Daart Aquila 2 DAC. Кабель: комплектный.
Подача нейтральная, с минимальным акцентом на верхних частотах, чтобы подчеркнуть сильные стороны арматурного драйвера. Прогрев в данном конкретном случае бесполезен. Источник играет определенную роль, к этим наушникам я старался подобрать ЦАП с чуть окрашенной подачей, получив плотное и цельное звучание. На первое время можно приобрести недорогой свисток DC серии от iBasso, но в дальнейшем я бы советовал приобретать более крутой источник звука. По характеристикам нас не обманули, верха не обрываются после пяти или десяти килогерц. На ВЧ заметна некоторая волнистость, так как измерительное оборудование может дать легкую погрешность, и чаще всего это происходит именно на высоких. Стыков я не заметил, получим очень цельный и однородный звук, с хорошим контролем частот. Сильные стороны данной модели — отличный баланс частот, приличная детализация и нереально быстрый и четкий бас.
Высокие частоты.
В нормальном количестве, их не так уж и много. Как это часто бывает — резкость и колкость проявляются на некачественных записях. С качественными треками получим отличный контроль. Протяженность приличная, эффекты и тарелки отыгрываются сполна, радует проработка мельчайших нюансов и затуханий. Гибридные «LZ A2 Pro» и «FiiO FH5» заметнее акцентируют эту часть диапазона за счёт большего числа излучателей. Модели от LZ и FiiO имеют V-образную АЧХ и в сравнении это очень даже заметно. Я не стал париться с наложением графиков АЧХ, настолько все было очевидно.
Низкие частоты.
Рекордно быстрый и собранный бас с хорошим панчем. НЧ линейные и правильные, они не цепляют соседние частоты, позволяют наслаждаться живыми инструментами низкочастотного регистра и вокалом. Разделение инструментов просто запредельное. Во многих треках обращаешь внимание на клавишные, бас гитару и контрабас — можно расслышать мельчайшие подробности и задумки музыкантов. Глубокий суббас представлен в небольшом количестве, но для электронных жанров его хватает. И все же наушники идеально раскроют классическую и инструментальную, народную музыку, джаз, блюз. Для попсы и электронных стилей я бы брал Campfire Honeydew.
Средние частоты.
Середина получилась открытой, мониторной. Нижняя половина СЧ вышла весьма плотной и реалистичной. Виртуальная сцена широченная, выходит чуть ли не за пределы головы. Построение виртуального пространства впечатляет, как оказалось, при подобном тюнинге можно выжать объёмный пространственный звук. Наушники показывают всё как есть на самом деле, они не пытаются приукрасить или раздуть музыкальный инструмент. Хорошо прослушиваются мелкие нюансы и события на заднем плане.
Проводные наушники Campfire Audio Satsuma в интернет-магазине doctorhead.ru
Мнение.
Скажу вкратце — великолепные наушники с нейтральным звуком, отличной сборкой и богатой комплектацией. Корпуса конечно выглядят несколько странно, словно игрушечные, ненастоящие, но постепенно привыкаешь к подобному дизайну и не паришься. Знакомство с самыми дешевыми наушниками в линейке Campfire Audio считаю успешным, впечатления сугубо положительные. Модель очень интересная и однозначно заслуживает внимания покупателей.
Преимущества и недостатки арматурного излучателя
Преимущества
- Большинство излучателей не требуют отдельной камеры (эквивалентного объема). Это позволяет использовать корпус наушников любой формы.
- Однодрайверные арматурные наушники имеют подъем импеданса в области высоких частот, что позволяет снизить уровень искажений усилителя для наушников и получить более качественный звук (например в Grado GR8 и GR10).
Недостатки
- При равных габаритах арматурных и динамических излучателей в лучшем случае паритет, в худшем проигрыш арматурного излучателя в области низких частот. Получить преимущество арматурный излучатель может только в многодрайверной системе, где за отдельные частотные диапазоны будет отвечать отдельный драйвер (например малогабаритный легкий за высокие частоты, самый крупный и тяжелый за низкие частоты как в Shure SE425, Ultimate Ears TripleFi 10).
- Низкие частоты являются самыми сложными для арматурных излучателей (малый ход и горловина) и вслед за обычными многодрайверными арматурными наушниками стали появляться гибридные системы, где за низкочастотный диапазон отвечает динамик, а за средние и высокие – арматура (например Sony XBA-Z5, AKG K3003, T-PEOS H-100).
Гибридная система требует отдельной камеры под динамик и поэтому эргономика повторяет традиционные динамические модели.
Особенности
- Если для динамических наушников значение сопротивления косвенно влияет на чувствительность к напряжению и высокоомные наушники относятся к классу «тихих и негодных для портатива», то у арматурных наушников такой связи нет. Сопротивление может достигать до сотни Ом и соперничать по уровню громкости с динамическими наушниками с сопротивлением в 16 Ом.
- У многодрайверных арматурных наушников линия импеданса может иметь высокий разброс пиков и провалов и соответственно требовать качественного усилителя для раскрытия потенциала наушников. В зависимости от характеров импедансов наушников и усилителя конечная АЧХ наушников будет меняться.
Звук
Как арматурное устройство наушников влияет на звук
Большинство наушников, что нам доводилось слышать, динамические — они устроены так же, как колонки с динамиком, но меньшего размера. Динамики могут выдавать широкий частотный диапазон, но допускают появление искажений. Поэтому, например, музыканты на сцене используют в качестве мониторных наушников арматурные устройства, отличающиеся большей достоверностью.
В основе арматурных излучателей лежит подвижный П‑образный ферромагнитный якорь, который воздействует на мембрану. Влияние мембраны здесь минимально: звук получается более точным и нюансным, чем у динамических драйверов. Главный недостаток — скудный частотный диапазон таких излучателей. FiiO эффективно борется с этим минусом: например, в FA1 используется широкополосный излучатель, а в FH5 с басами помогает дополнительный динамик.
В FA7 обошлись только «арматурой», работающей в разных диапазонах. В каждый наушник встроено четыре излучателя Knowles: CI‑22955 отвечает за низкие частоты, ED‑29689 — за средние и по два SWFK‑31736 на «ухо» — за высокие. Встроенный кроссовер отвечает за согласование драйверов — на выходе должен получиться сбалансированный звук с широким частотным потенциалом (заявленная АЧХ — 20–40 000 Гц).
Что даёт сертификат Hi‑Res Audio
FA7 соответствуют стандарту звука высокого разрешения Hi‑Res Audio. Это значит, что наушники поддерживают аудиофайлы с разрядностью и частотой дискретизации выше общепринятых 16 бит и 44 100 Гц и также могут воспроизводить частоты выше 20 000 Гц. Это в теории.
В действительности даже треки в lossless‑форматах могут иметь частоту дискретизации 44 100 Гц, и этого будет достаточно. И также человеку не нужно аудио с частотами более 20 000 Гц. Выше этого порога — ультразвук, который мы не слышим. Поэтому пометка Hi‑Res Audio — это, скорее, просто оповещение о том, что перед нами серьёзные наушники, которым нужен соответствующий источник и музыка с высоким битрейтом.
Мы использовали FiiO FA7 с MacBook Pro без внешних ЦАПов и усилителей, а также с Hi‑Res‑Audio‑плеером FiiO M7. Соответственно, музыка: в первом случае это треки стриминговых сервисов, во втором — FLAC‑аудио.
Характер звучания
Первое, что бросается в глаза, — это басы. Они совершенно точно есть. Напомним: именно эта часть диапазона обычно считается проблемной у арматурных наушников. При этом плюсы «арматуры» остались на месте: звук — детальный и нюансный. Некоторые треки действительно звучат по‑новому — лучше или хуже, сказать трудно, но точно по‑другому. Как правило, эти изменения касаются вокальной части диапазона, приоритетности и расположения голоса в миксе.
При правильной посадке и с амбушюрами подходящего размера FA7 обладают полной шумоизоляцией, и, даже когда музыка на паузе, часть звуков извне внутрь не проникнет. В городе это может быть опасно — переходя дорогу, лучше вытаскивать наушники.
Потенциал громкости здесь более чем достаточный и зависит от источника. При прослушивании музыки с плеера я остановился на 50% доступной громкости. При её увеличении до 80–100% становится некомфортно. При этом каких‑либо искажений и неприятных выпрыгивающих частот я не заметил.
FA7 обладают музыкальным и не абсолютно объективным звучанием. Здесь есть супермассивные, иногда даже слишком ощущаемые басы, детальная середина и ровные, не вызывающие нареканий «верха». Никаких претензий к звуку нет — кажется, что даже басов тут слишком много только в тех моментах, где это уместно.
FA7 сохраняют характерный стиль звучания при прослушивании музыки с любого источника, но разницу между обычным потребительским и Hi‑Fi‑плеером они точно подчеркнут. Использовать эту модель с чем попало — нецелесообразно.
Мы прогнали с наушниками несколько разных треков, чтобы оценить разные нюансы звука.
Проработка сцены: Pink Floyd — Money. Сэмплы звуков кассовых машин и звона монет во вступлении этого трека выступают отдельным инструментом — они разбиты по каналам и будто разбросаны по разным местам локации. Эксперименты с панорамированием продолжаются и в течение трека — почти все инструменты тут звучат то чуть левее, то чуть правее, то ближе, то дальше.
FiiO FA7 раскрывает все задуманные Pink Floyd фишечки с панорамой — можно закрывать глаза и представлять, что и откуда заиграло.
Басы: Tyler, The Creator — Earfquake. Возможно, не самый «басовитый» трек Тайлера (можно вспомнить хотя бы Who Dat Boy с предыдущего альбома Flower Boy), но всё же с обилием как «низов», так и частот повыше. Из‑за вступления баса только на 24‑й секунде, можно оценить, как меняется микс с его появлением.
Баса много. Другие частоты не перекрывает, но звучит несколько отдельно от микса — возможно, это нюансы сведения. И это тот момент, когда бас хотелось бы сделать чуточку потише, но, как показывает опыт, многие любители самых «басовитых» жанров, хип‑хопа и трэпа, не любят делать бас чуточку потише.
Одновременное звучание верхних и низких частот: Vince Guaraldi Trio — O Tannenbaum. В джазовой композиции из мультфильма «Рождество Чарли Брауна» присутствует всего три инструмента: ударная установка, контрабас и пианино, часто играющее в верхних регистрах.
Несмотря на обилие низких частот контрабаса, здесь нет той проблемы, что в предыдущем треке, — баса здесь именно нужное количество. Верхние частоты не раздражают даже на большой громкости. Всё хорошо.
Сбалансированность звука в сложных сценариях: The Mars Volta — Cicatriz ESP. 12‑минутный трек с десятками инструментальных дорожек и абсолютно разными по звучанию моментами: иногда мелодичными и минималистичными, иногда загруженными и диссонансными.
Наушники справились и с этой, и с другими композициями The Mars Volta — во время теста я случайно прослушал первый альбом группы полностью. И тут проявил себя тот нюанс, который я отметил раньше, — вокал зазвучал чуть иначе: моментами он стал немного отдалённее. Возможно, это особенности сведения, которые могли сглаживаться при прослушивании в обычных динамических наушниках.
Качество и тип излучателя
Арматурные наушники часто считают более качественными, однако важно не попадаться на некоторые манипуляции.
Ровная АЧХ
Из-за низкой перегрузочной способности большинство арматурных наушников не имеет подъема в области низких частот, что обеспечивает ровную АЧХ (технически правильную). В определенных случаях это можно квалифицировать как более высокое качество – это более правильный тональный баланс и зачастую «быстрый и артикулированный» бас. Однако существует психоакустическая адаптация к тональному звучанию у уха, аналогично подстройке зрения к балансу белого. Помимо этого, на улице и транспорте подъем в области низких частот компенсирует окружающий низкочастотный гул и поэтому динамически наушники для улицы пользуются повышенным спросом. Ровная АЧХ существует не только у арматурных наушников, среди динамических наушников существуют исключения из правил в виде «не басовитых» моделей, вроде Hifiman ReZero, Re 100/400.
Но при прочих равных, при необходимости выбора наушников с «ровной» АЧХ арматурные однодрайверные наушники предпочтительнее, т.к. усилителю легче проработать средне и высокочастотный диапазон у арматурных наушников и соответственно получить на выходе меньше искажений.
Самые дорогие наушники – арматурные, а значит лучшие
Среди самых дорогих моделей наушников можно увидеть в основном арматурные модели. Высокая стоимость продиктована количеством, качеством (стоимостью) излучателей и настройкой фильтров.
Многодрайверные динамические модели в большинстве случаев невозможно сделать из-за геометрии динамических излучателей и требованием к корпусу. Это обеспечивает первенство среди самых дорогих наушников арматурным моделям. Но понятие «лучший» распространяется только в рамках своего ценового диапазона, а не на все модели.
Вывод
Арматурный излучатель является полноправной альтернативой динамическому излучателю. Благодаря конструктивным особенностям, корпус наушников с арматурными излучателями может быть произвольной формы и допускает использование многодрайверной системы. Качество звучания зависит от конкретной модели, однако из-за того, что корни развития арматурных наушников уходят в профессиональную сферу, в большинстве случаев арматурные наушники обладают более натуральным звучанием. Динамические наушники (в рамках своей ценовой группы) лидируют по глубине баса и высокой перегрузочной способностью, из-за чего пользуются повышенным спросом для улицы. Матерые аудиофилы очень часто держат в своей коллекции наушники разных типов или периодически меняют их. А какие наушники используете Вы?
Автор Кузнецов Роман romanrex
Излучатели наушников. Арматуры, динамики, гибриды. Основные мифы
Аудиофилы редко изъясняются понятным языком. А жаль. Тема выбора наушников актуальна для огромного количества людей, в том числе для тех, кто не успел еще просветлиться до уровня ортодоксальных эстетов. Даже покупая беспроводные модели, знакомые часто спрашивают меня, чем арматурные наушники отличаются от динамических и что лучше.
Я постараюсь не вдаваться в нюансы и побольше рассказать о практической стороне вопроса.
Виды излучателей. Технологии и особенности
Не знаю, будет ли вам интересно здесь читать о параметрах работы разных драйверов. Но все-таки в двух словах пройдемся по ним. Итак:
— Динамик состоит из мембраны и прикрепленной к ней катушки. Движение его осуществляется благодаря взаимодействию магнитного поля и электрических импульсов. В зависимости от конкретного размера и материала изготовления мембраны, звуковая частота будет отрабатываться более или менее точно.
— Арматура представляет собой крошечный якорь в форме буквы «П», вокруг которого размещена катушка. Само ее название происходит от английского слова «якорь», — armature, — а не от того, о чем вы подумали. Излучатель находится в центре магнитного поля, через которое проходит электрический сигнал, воздействующий на мембрану.
— Электростатические, изодинамические и ортодинамические наушники используют совсем уж шайтанские технологии. В электростатах ультратонкая мембрана находится между двух электродов. В планарах применяется специальная магнитная решетка, а на поверхность пленочной мембраны наносят особый рисунок для нужного направления тока. Разница между изодинамическими и ортодинамическими моделями заключается в характерной форме постоянных магнитов.
И еще немного теории:
Однодрайверы — это, очевидно, наушники с единственным излучателем.
Многодрайверы — это модели, объединяющие несколько излучателей.
Гибриды — наушники, в которых установлены драйверы разного типа. Раньше мы в основном получали сочетание арматуры и динамика, но сейчас производители успешно экспериментируют с добавлением и других видов.
Как выбрать наушники по излучателю. Сладкая ложь
Теперь, наконец, перейдем к распространенным мифам и легендам.
Первая и самая частая ошибка — идеализировать определенную категорию драйверов. Бренды старательно поддерживают эту идею, расхваливая то одну, то другую свою модель, и при этом ненавязчиво переводя ее достоинства под якобы характерные черты других наушников данного типа. Это удобный механизм, который дает шанс, что при выходе, скажем, следующего чудо-динамика вы сначала купите новинку, а уже потом задумаетесь, действительно ли она звучит так, как от нее ожидаешь.
Вторая ошибка — преувеличение недостатков. Тут постарались сами аудиофилы. Трудно поставить себя на место другого человека и признать, что ему может понравится звук, который ужасно раздражает вас. Именно поэтому в обзорах много жестких высказываний по поводу сухости арматур и неповоротливости динамиков. И после прочтения уже вряд ли захочется покупать любые наушники с похожим драйвером, даже если они очень впечатляют.
Я не отрицаю, что излучатели могут обладать каким-то определенным общим почерком. В конце концов, они имеют схожую конструкцию. Но влияние этого почерка на итоговую звуковую картину бывает настолько минимально, что и опытный аудиофил в слепом тесте не отличит даже динамик от арматуры, а тем более десятидрайверные арматурные мониторы от пятидрайверных низкоомных гибридов.
Настоящее значение имеют методы изготовления излучателей, их размеры и материалы, контроль производства, адекватный тюнинг звука, согласованность в воспроизведении разных спектров частот. Наушникам, сделанным мимоходом левым копытом в китайском гараже, не поможет ни гибридность, ни широкий частотный диапазон. Но при этом, если компания выпускает качественные модели, даже один драйвер может играть просто великолепно.
Характерный звуковой почерк
Я не могу рекомендовать вам что-то конкретное под ваш любимый жанр музыки. Хотя бы из-за того, что у каждого будет свой источник, с которым ушки или споются, или совсем нет. Так что, если вы, например, ценитель высоких частот, вам не обязательно строго покупать только арматуру, важнее подбирать подходящее звучание для связки в целом.
Но все-таки давайте вспомним основные черты, свойственные разным типам драйверов:
Динамики, как правило, звучат размашистее, эмоциональнее и живее, чем арматуры. Даже в маленьком пространстве они могут дать масштаб и теплое движение мелодии. Знаменитый динамический бас, красивый и трехмерный, умеет казаться максимально естественным.
Излучатели со сбалансированным якорем суше, точнее и выигрывают по скорости. Дороже, но качественнее ли? Обычно да. Но, чтобы с ними получить сочную и объемную картину, лучше выбирать многодрайверы. Однодрайверные арматурные наушники, по моему опыту, в основном прекрасно раскрывали середину, но на краях диапазона звучали заметно хуже, особенно при недостаточном усилении.
Планары и электростаты узнаваемо хороши в микродетализации, построении широкой сцены, передаче натуральности тембров на высоких частотах. У них своеобразная, но почти образцово правильная подача. Недостаток — необходимость большой мощности для раскачки. Кроме того, такие наушники обычно дорого стоят.
Гибриды, в идеале, должны сочетать в себе лучшее, что дают разные излучатели. Если производитель поработал над тем, чтобы на стыках драйверов не было неприятных провалов или подъемов, то так и происходит. И объединение весомого живого баса с детальными арматурными серединой и верхами иногда дает просто замечательный результат.