Какой фотоаппарат лучше — беззеркальный или зеркальный

Что такое зеркальный фотоаппарат?

Зеркальный фотоаппарат – это фотоаппарат, видоискатель которого основан на зеркале. Вообще, существуют однообъективные и двухобъективные зеркальные фотоаппараты. Но поскольку в мире цифровой фотографии место осталось только для первого типа, о нём дальше и пойдет речь.

Первый однообъективный зеркальный фотоаппарат появился аж в 1861 году. Да, в то время как в России только-только отменили крепостное право, в Англии уже изобрели фотоаппарат. То есть, история зеркального фотоаппарата началась в позапрошлом веке, больше 150 лет назад.

Конечно, первые зеркальные фотоаппараты сильно отличались от того, что мы имеем теперь. Одно из отличий – использование пленки. На сегодня пленка, как вы все прекрасно знаете, практически вымерла и существует лишь благодаря энтузиастам, полюбившим пленочную фотографию когда-то давно. Цифровые технологии позволили заменить пленку в фотоаппарате на матрицу.


Вернемся к устройству зеркального фотоаппарата. Каждая зеркалка имеет видоискатель, основанный на зеркале. Зеркало стоит под углом в 45 градусов и позволяет видеть через видоискатель реальную неоцифрованную картинку. Механизм, вообще, достаточно простой с точки зрения понимания. Через объектив свет (и изображение соответственно) попадает в корпус камеры, где установлено зеркало под углом 45 градусов. Отраженный зеркалом свет устремляется вверх, где попадает в пентапризму (или пентазеркало), которая оборачивает изображение, придавая ему нормальную ориентацию. Проще говоря, если бы не было пентапризмы, изображение в видоискателе выглядело бы перевернутым. Вот и всё. Это и есть оптический видоискатель – отличительная особенность любой зеркалки.

Что такое беззеркальный фотоаппарат?

Беззеркалка также как и зеркальный фотоаппарат имеет сменную оптику. Но, как вы поняли из названия, не имеет зеркального видоискателя. Вместо видоискателя в недорогих камерах используется экран, а в фотоаппаратах подороже применяется электронный видоискатель. По сути, в отличие от оптического, такой видоискатель показывает нам оцифрованное изображение. Можно сказать, что это маленький экранчик. Он имеет определенное разрешение, которое указывается в спецификации фотоаппарата. Естественно, как и в случае с монитором, чем больше разрешение, тем лучше.

Чем зеркальный фотоаппарат лучше беззеркального?

Давайте для начала поговорим о том, чем же зеркалка лучше беззеркалки.

  • Оптический видоискатель – не только особенность зеркального фотоаппарата, но и его преимущество над беззеркальным. Причин тут несколько. Во-первых, оптический видоискатель показывает картинку в реальном времени, необработанную и неоцифрованную. То есть так, как её бы видел ваш глаз без видоискателя. Во-вторых, при использовании электронного видоискателя есть небольшая задержка изображения, которой нет у оптического. Т.е. с последним вы всегда видите картинку в реальном времени.
  • Фазовый автофокус – он свойственен только зеркальным камерам. Последние модели беззеркалок научились использовать фазовые датчики на матрице, тем самым породив гибридную систему фокусировки, но на сегодня она всё равно не дотягивает по скорости до фокусировки зеркальной камеры.
  • Эргономика у зеркалок лучше. Это связано, в том числе и с тем, что само зеркало с пентапризмой занимают достаточно много места в тушке. Из-за этого, собственно, эти фотоаппараты такие большие. Но этот минус превращается в плюс, когда нужно камерой управлять: особенно у профессиональных фотокамер отлично реализован доступ ко всем важным функциям с помощью кнопок, колесиков и других элементов управления, вынесенных на тушку. Особого внимания заслуживает дополнительный монохромный дисплей, который встречается у крупных зеркальных фотоаппаратов, и никогда не встречается у беззеркалок. Дисплей этот очень помогает при профессиональной съемке, да и для любительской он никогда лишним не бывает.
  • Огромный парк оптики. Помните, мы говорили о том, что уже полтора века как выпускают зеркальные камеры? Компания Nikon начала выпуск камер в 50-е годы двадцатого века. На сегодняшний день парк оптики Nikon огромен и продолжает расти. Конечно, беззеркальным камерам пока далеко до такого богатства.
  • Стоимость зеркальных камер в целом ниже. Конкретный пример. Есть Nikon D5100 с объективом Nikon 35mm 1.8G DX. Это совсем недорогой комплект, стоимость его меньше 20 тысяч. Чтобы получить аналогичное качество с помощью беззеркалки нужно потратить гораздо больше денег.
  • Зеркальная камера включается гораздо быстрее, чем беззеркальная. За долю секунды, в то время как беззеркалки могут включаться и по 3 секунды.
  • Время работы зеркальных камер от одного заряда батареи значительно выше, чем у беззеркальных. Да и сами батареи обычно более емкие. Таким образом, любительские камеры вроде Nikon D7100 могут снимать по полторы тысячи кадров на одном заряде. Профессиональная техники, вроде Nikon D4, способна нащелкать с помощью фотографа больше 3 тысяч снимков на одном заряде батареи.
  • Зеркальные камеры надежнее. У некоторых из них есть пыле и влагозащита. Именно поэтому в саванне вы вряд ли увидите фотографа с Sony A7. Но вот с Canon 1Dx – как нечего делать. Их там больше, чем львов и бизонов…

Итак, главное: на сегодняшний день профессиональная съемка беззеркальной камерой практически невозможна. Зеркальная камера для коммерческой съемки предпочтительнее. А любитель должен сам решить, важны ли ему преимущества зеркалки, или достаточно того, что предлагает беззеркалка. А об этом чуть ниже.

Беззеркалки vs зеркалки или Почему зеркальные фотоаппараты обречены

Сперва немного о подноготной зеркалок. Такое негласное прозвище «приклеилось» к ним ввиду особенностей строения — одним из главных действующих лиц в конструкции фотоаппаратов подобного рода выступает механизм подвижного зеркала. Он применяется для обеспечения видимости поля будущего кадра в окошке оптического видоискателя

. Отражаясь от зеркала, свет еще два раза переотражается через грани пентапризмы и только затем попадает непосредственно в видоискатель. При нажатии кнопки спуска затвора зеркало убирается с пути светового потока, дабы он мог беспрепятственно проникнуть на матрицу фотоаппарата. Притом сам момент съемки остается в видоискателе невиден, поскольку поднятое зеркало закрывает собой матовый фокусировочный экран. По сути, зеркальный механизм является лишь вспомогательным элементом в процессе создания фотографии. Из-за его громоздких размеров зеркальные фотоаппараты обречены быть большими и тяжелыми. Со становлением на ноги беззеркалок без данного механизма можно смело обойтись.

Наглядная разница между принципами работы зеркалок и беззеркалок.

Беззеркальные камеры хороши тем, что световой поток у них направляется прямиком на сенсор изображения, минуя все промежуточные звенья цепочки. Соответственно, у них проще конструкция, меньше хрупких элементов в ней и, что немаловажно, более привлекательные массогабаритные показатели. Один из главных козырей в рукаве у беззеркалок:

Компактные размеры

При схожих технических данных зеркалку аналогичных размеров системной фотокамере со сменной оптикой попросту не найти. Что говорить, младшие из отряда беззеркалок практически неотличимы по габаритам от среднестатистических «цифромыльниц»

, особенно вкупе с каким-либо из объективов-«блинчиков». К тому же за счет короткого рабочего отрезка беззеркальные камеры зачастую используют более компактную оптику, что избавляет от необходимости таскать с собой на съемки целый чемодан фотоаппаратуры.

Одни из наиболее компактных беззеркалок на рынке причислены к серии Olympus PEN.

Небольшая камера в связке с компактным объективом привлекает меньше внимания к собственной персоне, что актуально в жанре стрит-фотографии, и занимает минимум места. Правда, в угоду компактности многие из беззеркалок начального и среднего сегмента лишены удобного хвата в руку. У зеркалок с эргономикой дела обстоят чуточку лучше, поскольку на их более массивном корпусе остается достаточно места и для рукояти, и под дополнительные кнопки быстрого доступа наряду с колесами управления.

Популярные компактные фотоаппараты Sony ZV-1 от 49 700 р. Sony RX100 VII от 71 900 р. Sony RX100 VI от 57 000 р. Sony RX100 III от 35 900 р. Olympus TG-6 от 33 790 р. Canon PowerShot G9X Mark II от 27 500 р. Canon PowerShot G7X Mark II от 34 500 р. Canon PowerShot SX620 HS от 17 490 р. Sony RX100 V от 48 990 р. Fuji FinePix X100V от 96 050 р. Canon PowerShot G7X Mark III от 43 000 р. Panasonic DMC-TZ100 от 34 200 р. Canon IXUS 185 от 7 999 р. Panasonic DC-ZS200 от 47 400 р. Sony W830 от 7 100 р. Panasonic DMC-TZ80 от 22 900 р. Sony WX350 от 16 000 р. Nikon Coolpix S9900 от 17 900 р. Sony RX100 от 25 000 р. Canon PowerShot G1 X Mark III от 54 800 р.

Электронный видоискатель

Через окошко видоискателя на борту беззеркальных фотокамер можно увидеть кадр таким, каким он получится в итоге. Картинка на экранчик видоискателя выводится с матрицы уже с учетом настроек выдержки и диафрагмы, светочувствительности, баланса белого и коррекции экспозиции

. В довесок на нем можно отобразить массу сопутствующих съемочных параметров в помощь фотографу, к примеру, гистограмму. Визироваться также предлагается по основному экрану — различий в этом деле нет.

Полезно знать.

В угоду доступности многие экземпляры из отряда беззеркалок начального уровня лишены в конструкции видоискателя, а тыльный экран отыгрывает в них роль «универсального солдата». Дисплей на заднике «тушки» фотоаппарата используется для визирования в процессе съемки, изменения параметров и просмотра отснятого материала.

«Глазок» оптического видоискателя видит изображение по образу и подобию человеческого глаза, а в окошке электронного видоискателя картинка показывается с учетом выбранных параметров съемки.

У зеркалок с режимом отображения поля будущего кадра на дисплее все обстоит гораздо сложнее. Виной тому особенности фокусировки — при использовании автоматической системы наводки на резкость в режиме Live View камера работает с поднятым зеркалом, пользуясь менее расторопной контрастной фокусировкой. Т.е. зеркальный фотоаппарат в таком виде является аналогом беззеркалки, причем не самой шустрой и отзывчивой.

На первых порах многие экземпляры беззеркальных фотокамер преследовала проблема инерционности картинки в видоискателе и на экране, что делало их малоподходящими для съемки высокодинамичных сюжетов (репортажей со спортивных мероприятий, съемки объектов в движении и т.п.). Однако нынче у львиной доли актуальных моделей частота обновления существенно подросла и задержка в передаче изображения на дисплей фотоаппарата ничтожно мала — разглядеть ее невооруженным взглядом не представляется возможным.

Матричная стабилизация

Весомый аргумент в пользу многих беззеркалок — матричная система стабилизации. Сенсор изображения в беззеркальных камерах с матричным стабом закреплен на подвижной стабилизирующей площадке.

Компенсация траектории смещения фотоаппарата осуществляется путем перемещения платформы с матрицей в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива. Подобная система стабилизации хороша тем, что она действует в связке с любой оптикой вне зависимости от наличия на ее борту собственного оптического стаба. В наиболее продвинутых камерах из рода беззеркалок матричный стаб способен компенсировать до 7 ступеней экспозиции при съемке с рук или в условиях недостаточной освещенности. Яркий пример такого фотоаппарата — профи-инструмент Olympus OM-D E-M1X body Цена от 148 990 до 179 990 р..

Матричный стаб в арсенале беззеркальных камер заметно упрощает съемку с рук на критическихвыдержках и содействует в получении плавного видеоряда при записи видео.

У отряда зеркальных фотокамер подобная система встречается только на борту моделей от Sony и Pentax, которые «чистокровными» зеркалками и не назовешь. Виной тому использование в их конструкции полупрозрачного зеркала и электронного видоискателя.

Популярные фотоаппараты со стабилизатором изображения

Sony A7 III body от 123 900 р. Sony A7 III 28-70 от 125 900 р. Sony a7C body от 122 500 р. Nikon Z5 body от 77 700 р. Sony a7C kit от 136 000 р. Canon EOS 6D Mark II body от 88 000 р. Canon EOS R6 body от 180 490 р. Sony ZV-1 от 49 700 р. Sony A7r III body от 151 300 р. Nikon Z5 kit от 91 500 р. Sony A7r IV body от 201 200 р. Sony A7s III body от 307 700 р. Nikon Z6 II body от 130 900 р. Canon EOS R5 body от 281 190 р. Fuji X-T4 body от 109 600 р. Nikon Z6 kit от 117 800 р. Sony H300 от 6 700 р. Sony A7 II body от 76 400 р. Sony A6600 body от 94 900 р. Fuji X-S10 kit 18-55 от 96 200 р.

Отсутствие проблем бэк- и фронт-фокуса

Датчики фокусировки у беззеркалок расположены прямиком на плоскости матрицы, за счет чего удалось решить извечную проблему бэк- и фронт-фокуса

. Оба этих явления присущи исключительно зеркальным фотоаппаратам и возникают из-за несогласованности датчиков автофокуса и зеркала.

Справка.

Бэк-фокус — это промах системы автоматической фокусировки, при котором камера наводится на резкость за объектом съемки. Фронт-фокус — аналогичный промах с той лишь оговоркой, что фокусировка происходит перед объектом съемки.

На заре становления беззеркалки, использующие контрастный метод автофокусировки, существенно уступали по скорости наводки на резкость зеркальным собратьям. Однако с развитием систем гибридной автофокусировки проблема была сведена на нет. К примеру, топовая беззеркальная камера Canon EOS R body Цена от 107 500 до 232 450 р. цепляет объект съемки за каких-то 0.05 сек., а в ее активах насчитывается 5655 точек наводки на резкость. У ближайшего зеркального сородича фотоаппарата в лице Canon EOS 1DX Mark II таковых имеется всего 61 шт., притом что камера позиционируется в роли настоящего репортажного «монстра».

Видеосъемка

Благодаря встроенным датчикам автофокусировки и матричной системе стабилизации беззеркальные камеры намного лучше приспособлены под видеосъемку, нежели зеркалки

. Особо преуспели в плане предоставляемых видеовозможностей камеры Panasonic и серия полнокадровых флагманов Sony A7s во всех трех поколениях.

Видеосъемка в 4К — удел большинства беззеркалок, тогда как в «зеркальном мире» запись роликов в разрешении UltraHD является прерогативой устройств топового сегмента.

Автономность

Единственный пункт программы, в котором беззеркалки пасут задних, — это срок службы батареи. «Прожорливость» беззеркальных камер объясняется использованием для визирования и просмотра отснятых изображений ЖК-экрана или дисплея электронного видоискателя

. Зеркалки позволяют снимать без их участия, прильнув глазом к окошку оптического видоискателя.

Многие из фотокамер беззеркального отряда можно подпитать живительной силой энергии в полевых условиях, прибегнув к помощи внешнего аккумулятора.

У большинства беззеркалок на одном заряде аккумулятора можно сделать 300-400 снимков, тогда как у отряда зеркальных фотоаппаратов этот показатель зачастую в 2-3 раза выше.

Популярные зеркальные фотоаппараты

Canon EOS 600D Kit 18-55 от 13 900 р. Canon EOS 6D Mark II body от 88 000 р. Canon EOS 250D kit от 34 700 р. Canon EOS 6D body от 49 200 р. Nikon D750 body от 72 990 р. Canon EOS 2000D kit 18-55 от 22 400 р. Canon EOS 650D kit 18-55 от 16 400 р. Canon EOS 200D kit 18-55 от 32 500 р. Canon EOS 5D Mark IV body от 148 690 р. Nikon D5300 kit 18-55 + 70-300 от 25 120 р. Canon EOS 90D body от 76 500 р. Canon EOS 5D Mark III body от 79 150 р. Nikon D610 body от 51 000 р. Nikon D5300 kit 18-55 от 24 800 р. Nikon D5600 kit 18-55 от 37 400 р. Canon EOS 5D Mark II body от 40 900 р. Nikon D3300 kit 18-55 от 16 700 р. Nikon D5200 kit 18-55 от 17 000 р. Canon EOS 800D kit 18-55 от 44 900 р. Nikon D3500 kit 18-55 от 24 500 р.

Что в итоге?..

Тот факт, что за беззеркалками будущее, не вызывает сомнений. К этому давно пришли такие именитые фотобренды как Fujifilm, Sony и Olympus на пару с Panasonic’ом, которые всецело переформатировались под производство беззеркальных фотоаппаратов.

Парочка дебютантов от компании Nikon на поле беззеркалок с полнокадровой матрицей изображения.

Переломным для беззеркалок также можно считать 2021 год, когда на арену топового сегмента вышли производители первого эшелона — японские компании Nikon с фуллфреймами Nikon Z6 body Цена от 90 500 до 154 900 р. и Nikon Z7 body Цена от 135 700 до 238 958 р., а также детище компании Canon с именем Canon EOS R body Цена от 107 500 до 232 450 р.. До них на протяжении многих лет кряду пальму первенства во флагманской категории системных фотокамер со сменной оптикой цепко удерживала в ежовых рукавицах серия полнокадровых беззеркалок от Sony (линейка A7 и флагман Sony A9 body Цена от 212 500 до 299 990 р.). Еще парочка примечательных продуктов имеется в портфолио Fuji — камеры Fuji GFX-50S body Цена от 339 900 до 359 990 р. и Fuji GFX-50R body Цена от 257 000 до 305 000 р. представляют среднеформатную лигу фотоппаратов.

Доля продаж беззеркалок в общемировом масштабе с каждым годом неумолимо растет. Изначально ориентированные на фотографов-энтузиастов, они обрастают новыми функциями и становится все более профессиональными, что заставляет обратить взор на отряд беззеркальных фотоаппаратов даже заядлых «консерваторов». А призвание публики, согласитесь, значимый плюс в карму системных фотокамер со сменной оптикой и путь к их дальнейшему успеху.

Удачной вам съемки!

Чем беззеркалка лучше зеркалки?

Да, а есть ли плюсы у беззеркального фотоаппарата, которых нет у зеркального? Есть. И сейчас мы о них поговорим.

Техника Olympus — одна из самых популярных на рынке беззеркальных камер

  • Размер. Это самое очевидное. Беззеркалки меньше. Оптика для таких камер также компактнее. В итоге можно получить беззеркальную систему, которая будет меньше зеркальной, но позволит получать настолько же качественные снимки.
  • Электронный видоискатель. У электронных видоискателей есть и плюсы. Во-первых, на них можно выводить различную дополнительную информацию. Во-вторых, такие видоискатели будут удобнее для близоруких людей. Оптическим видоискателем нужно пользоваться в очках или использовать функцию диоптрийной коррекции, которой хватает для зрения в -2,5, но если минус будет больше, то увы. Электронный видоискатель, как мы уже говорили выше – это экранчик. И, конечно, при использовании близоруким человеком, с ним не возникает проблем.
  • Большой выбор производителей. Беззеркалки сейчас выпускают следующие фирмы: Nikon, Canon, Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm, Samsung. Но доступные зеркалки выпускают только первые 3 компании плюс Pentax.

Что общего у зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов?

Есть и то, что объединяет эти камеры.

  • Матрица. Самая важная часть цифрового фотоаппарата. Ещё пару лет назад я мог бы сказать, что у беззеркальных камер не бывает полнокадровой матрицы. Но это исправила компания Sony, выпустив камеры серии A7. Они имеют матрицы, не уступающие тем, что используются в зеркальных фотоаппаратах. Про матрицы мы с вами уже не раз говорили, повторяться ни к чему.
  • Системность. Почему-то многие называют беззеркалки системными камерами, забывая, что зеркальные фотоаппараты тоже относятся к этому классу. В этом сходство зеркалок и беззеркалок – это системные фотоаппараты, которым свойственна сменная оптика.

Когда переходить на беззеркальную камеру

Содержание:

Введение

Здравствуйте! В этой статье я попробую взвесить всевозможные аспекты целесообразности перехода на беззеркальные камеры в 2021 году. Окончательный ответ на вопрос “Когда переходить на беззеркальную камеру ?” все равно остается за читателем. С каждым годом ответ становится вроде бы очевидным. У некоторых фотографов, как любителей, так и профессионалов, есть однозначный ответ – “Да, стоит”. Прошу заметить, только у некоторых, и по моим наблюдениям, некоторых пока не так уж и много. В сети наблюдается также некоторая шумиха и нарочитое подчеркивание преимуществ беззеркальных систем. Тем не менее, беззеркальные камеры весьма разнообразны по уровню и качеству, как и разнообразны нюансы перехода на них. Впрочем, точно также разнообразны и зеркальные камеры, которые пока тоже развиваются. Да, развиваются и получают также новые технологии. И все же, порой, не покидает некоторое ощущение, что нас переводят на иную платформу. Хотим мы этого или нет.

Что влияет на качество изображения в камерах ?

На качество, обобщенного говоря, в первую очередь, влияют матрица и оптика. Оптика влияет очень сильно. Часто новички, при выборе камеры, пытаются сделать максимальный упор на тушке (самой камере), на еë мегапикселях, на максимально допустимых шумах матрицы, а покупку приемлемой оптики оставляют на потом. Получается, что отличная камера такого новичка показывает скромные результаты на фоне камеры классом ниже, у опытного фотографа, который сделал ставку на оптику. Поэтому оптика первична.

Больше всего мне знаком бренд Canon поэтому в статье встречаются отсылки к этому бренду. Но общие принципы принятия решений подходят к большинству случаев.

Представьте себе, есть оптика у которой разрешение намного ниже разрешения вашей матрицы, сильно хромает цветопередача. Далее следует матрица. Разумеется матрица также влияет на качество, но она может раскрыть себя не более, чем позволит ей это сделать оптика. И это правило относится как зеркальным так и беззеркальным камерам. Не зеркало или беззеркальность, и даже не тушка камеры в целом определяют изображение, а оптика! Если точнее, сначала оптика, а потом матрица. Изображение проходит сквозь оптику на матрицу. Плохая оптика – плохое изображение.

Поэтому начальная APS-C беззеркалка с каким нибудь китовым дешевым объективом, аля 15-45, ничего интересного не предложит на фоне продвинутой зеркальной камеры с современной матрицей и полупрофессиональной или профессиональной оптикой, когда цена одного объектива сопоставима с тушкой камеры. Справедливо и обратное – топовая оптика на бюджетной тушке даст ощутимый выигрыш в качестве, на фоне весьма приличной с посредственной оптикой.

В этом аспекте беззеркальные и зеркальные камеры равны. Если у обеих камер одинаковая оптика, и одинаковые размеры сенсоров, то при сегодняшнем уровне развития матриц, изображения с таких камер будут одинаковые при прочих равных. Разумеется есть и другие нюансы, помимо матриц и оптики. Например, система фокусировки. Но об этом позже.

Даже и при разных годов выпуска сенсоров, в пределах разумного конечно, оптика окажет существенное влияние на изображение. Оптика низкого разрешения и контраста замылит изображение, и матрица не сможет добавить деталей, какая бы хорошая она не была.

Матрицы разного размера выдают разное рабочее ISO.

Рабочее ISO – максимально допустимая чувствительность матрицы без заметной деградации изображения.

Как правило современные (от 2016) матрицы формата APS-C позволяют получить рабочее ISO около 900-1600 ед. А матрицы формата Full Frame – 3200 – 6400. Сенсоры выпуска до 2012-2013 годов могли работать с рабочим ISO 400-500 и 900-1600 соответственно. Как видите и здесь речи не идет о зеркалке и беззеркалке. На изображение влияет также сенсор. Его рабочее ISO. Конечно у сенсора есть и другие параметры, влияющие на изображение. Сейчас я их не рассматриваю, так как все современные APS-C и FullFrame сенсоры достигли весьма высокого уровня по цветопередаче, детализации и динамическому диапазону.

Если бы я задумал покупать новую камеру, то для меня более важным является переход на новый уровень рабочего ISO, новый уровень разрешения оптики и новый уровень ресурсности камеры, защиты от влаги, и по возможности, уровень функционала. Уровень системы фокусировки также важен. Выбор желательно начинать с оптики. Посмотреть, стоит ли использовать свою оптику на новой системе. Возможно ли это. Если оптики в наличии не имеется, необходимо посмотреть ассортимент, цену, совместимость у производителей. После выбора оптики мы привязываем себя бренду, линейке камер и байонету. Иногда можно выбрать два и более, байонета, за счет переходника.

Итак мы рассмотрели два весомых элемента камеры влияющие на изображение: оптика и матрица. Перейдем к не менее важному – фокусировке.

Система фокусировки

Фокусировка влияет на качество изображения не напрямую, как оптика и сенсор,но по итогу весьма существенно. Сейчас практически все фотографы, в большинстве ситуаций, используют автоматическую фокусировку в камерах. И от того, как она отработает свое задание, зависит результат работы. Много ли фотографий будут с резкостью там где задумано, и сколько пойдет в утиль по причине промаха автофокуса.

Помимо точности системы фокусировки, необходимо помнить обо многих других ее параметров качества. Скорость фокусировки, работа при слабом свете, гибкость настроек, удобство использования, оперативность (как быстро и легко она перенастраивается фотографом), дополнительные удобные функции. Итог работы системы фокусировки – процент удачных фокусировок.

Количество нужных настроек, скорость, оперативность и гибкость системы фокусировки камер влияет на возможность ловить моменты и удобство работы с камерой. Это тоже весьма важный параметр, когда фотограф не переутомляется от борьбы с системой фокусировки, а получает удовольствие от работы и большой процент годных к отбору снимков.

Система фокусировки современных зеркалок

В современных зеркальных камерах используется две системы фокусировки

Первая и основная – фазовые датчики размещенные уровнем ниже основного зеркала. Назовем ее оптической системой фокусировки. В режиме оптического визирования часть света идет не в видоискатель, а попадет на чип с фазовыми датчиками. Их может быть достаточно много. Например 45 или 60. Но в младших системах их меньше. Например, 9. Фотограф волен выбирать конкретный датчик, группу, или доверить выбор датчика и группы автоматике. Сейчас такие системы очень развиты. Работают весьма точно. Но не идеально. Особенно на открытых диафрагмах.

Вторая система фокусировки современных зеркалок – собственно сама матрица с технологией фазовой фокусировки. У canon такая технология называется Dual Pixel. Каждый субпиксель матрицы состоит из двух частей (A и B) и это все организовано таким образом, что вся матрица не только “видит” изображение, но и является площадью, грубо говоря, покрытой фазовыми датчиками. В этом режиме (режим Live View) система фокусировки зеркальной камеры работает совместно с электронным визированием. Зеркало в этот момент поднято, а фотограф наблюдает изображение на ЖК экране камеры. Работает такая фазовая фокусировка на матрице очень точно.Также точно, как и у БЗК (беззеркалок).

Есть старые и бюджетные камеры которые в Live View работают без Dual Pixel, по контрасту. Старая и тормозная технология. Я их не рассматриваю.

Система фокусировки современных беззеркалок

У беззеркальных камер присутствует только одна система фокусировки – по сути это вторая система фокусировки зеркалок. Та же самая матрица с Dual Pixel с фазовой фокусировкой, как и у современных зеркалок. Назовем ее “матричная”, когда матрица является не только датчиком изображения, но и фазовым датчиком системы фокусировки.

Преимущества оптической системы фокусировки:

  • низкое энергопотребление – экран и матрица не задействованы;
  • точность и скорость на быстро меняющихся изображениях;
  • оптическое визирование – отсутствуют различные задержки, присущие цифровой передаче видео, натуральное изображение в видоискателе с максимальной детализацией;

Недостатки оптической системы фокусировки:

  • вероятность точного срабатывания ~ 70%;
  • необходимость достаточной квалификации фотографа, что-бы получать даже ~70% точных срабатываний оптического автофокуса;
  • ощутимое снижение точности фокусировки при использовании малых значений диафрагмы f0.9- f3.2;
  • невозможность сфокусироваться за пределами центральной точки (группы точек) на открытых диафрагмах f0.9-f3.2;
  • необходимость в юстировке объективов с заметным износом, объективов после ремонта и некоторых новых экземпляров с дефектом (очень редкий случай);

Преимущества фазовой фокусировки по матрице:

  • высокая вероятность точного срабатывания (95%) при качественной реализации системы;
  • высокая точность фокусировки на малых значениях диафрагмы f1.2 – f3.2;
  • высокая точность фокусировки по всему полю кадра;
  • высокая точность фокусировки на объективах требующих юстировки для оптической системы фокусировки;
  • высокое качество отслеживания движущихся объектов с целеуказанием;
  • возможность целеуказания объекта;
  • возможность программного распознавания разнообразных элементов изображения;
  • техническое упрощение камеры – удалены зеркала, пентапризма/пентазеркало;
  • возможность вывода изображения не только на основной дисплей, но и на дисплей-видоискатель (применяется в БЗК);
  • не требуется юстировка оптики;

Недостатки фазовой фокусировки на матрице:

  • высокое энергопотребление;
  • возможная задержка электронного визирования кадра на бюджетных системах;
  • снижение точности/скорости фокусировки на быстро меняющихся сюжетах и быстро движущихся объектах;
  • невысокая скорость и точность фокусировки на бюджетных камерах;
  • нестабильная точность фокусировки на первых поколениях профессиональных БЗК камер;

Недостатки фокусировки в Live View у зеркальных камер

Отдельно стоит о них упомянуть. Хотя сама система Dual Pixel фокусировки в зеркальной камере в режиме Live View работает точно точно также как и в БЗК, все же у зеркальной камеры наблюдается некая задержка между нажатием на спуск и сохранением фотографии. Т.е. сама матричная фокусировка быстрая и точная, и с ней возможна даже серийная съемка. Однако медленный отклик зеркальной камеры на спуск затвора в Live View делает проблемной съемку динамичного репортажа и тем более спорта. Можно сказать, что зеркальная камера в режиме БЗК (Live View) откликается на спуск затвора с задержкой. Умышленная ли это задержка или от производителя, для сегментации моделей камер, или техническая, я не знаю. Но нужно помнить об этом, при выборе камеры. Тем не менее 30% – 60% всех сюжетов беспроблемно снимаются в Live View на зеркальной камере и ничем не уступают съемке на беззеркальную камеру.

Общее сравнение зеркальной и беззеркальной камер

В остальном зеркальная камера практически не отличается от беззеркальной, в режиме Live View, за исключением единственного визирования по экрану. Во многих беззеркальных камерах можно визировать кадр и по электронному видоискателю. В зеркальной камере видоискатель доступен только в режиме оптической фокусировки.

По сути, беззеркальная камера, по состоянию на 2021 год это немного улучшенная фокусировка, в большинстве не самых быстрых задач. Также возможно снижение массы беззеркальной камеры за счет удаления зеркала и пентапризмы. Существуют беззеркальные ультра компактные камеры, габаритно сжатые настолько, что эргономика, удобство, функционал, хорошая работа автофокуса это не про них. Зато они отлично подходят для путешествий.

Совокупная точность фокусировки современной продвинутой зеркальный камеры, при грамотном использовании ее двух систем фокусировки ( оптической и матричной) может достигать 80%. Но здесь потребуется опыт. При недостатке опыта фотографа процент попаданий фокусировки на зеркальную камеру ощутимо ниже. Комфорт работы с такой системой фокусировки ниже, чем на мощной беззеркалке. Стоит ли переходить на беззеркальную камеру только из-за недостатка опыта ? Комфорт работы с техникой также важен. Особенно в коммерческой фотографии. Подумайте хорошенько над этим вопросом.

Точность фокусировки продвинутой беззеркальной камеры может достигать 95%. Однако на беззеркальной камере, как правило, расход энергии больше. С одним и тем же аккумулятором, зеркальная продвинутая любительская камера может выдать ~1200 кадров на одном заряде, в то время как аналогичного уровня беззеркальная только ~350 ~400.

Электронный видоискатель беззеркальной камеры должен обладать достаточно высоким разрешением, скоростью, чтобы им можно было комфортно пользоваться. Он не должен давать сбивающих с толку упреждающих коррекций изображения, когда динамический диапазон подвергается чрезмерной компрессии, а фотограф не может видеть эстетически верного свето-теневого рисунка, через такой видоискатель.

Удаление зеркал, пентапризмы и оптической системы фокусировки позволяет сделать продвинутую беззеркальную камеру легче и компактней, чем зеркальную, если выполняется условия сохранения эргономики. Но на габариты камеры сильно влияет оптика. Тушки современных APS-C зеркалок очень компактны и легки. Положите такую тушку на ладонь. Много ли она весит ? Почти ничего. Большая ли она ? Она легко размещается на ладони руке взрослого человека. Так, что компактность БЗК не единственная в своем роде. Компактность камер вообще относительна из-за оптики, и класса камеры. Хотите бюджетную компактность, вкупе с отличным изображением и скоростью работы ? Компактная зеркалка APS-C еще не потеряла актуальности. С другой стороны Canon EOS RP – младший беззеркальный FullFrame весьма легкая и компактная камера. Тушка. Оптика может занимать много места и весить достаточно прилично.

Актуальность

Гипотетическим недостатком зеркальной камеры, можно считать отказ, в будущем, производителей от разработки новых зеркальных камер и дальнейшего совершенствования оптики. Недостатком также можно обозначить дополнительную массу и габарит (не существенно, на фоне полноценных БЗК).

Но зато оптики для зеркалок выпущено очень много, разного уровня, и по разной цене. По крайней мере у Canon и Nikon. Оптики для беззеркальных камер пока меньше и чаще она ощутимо дороже, но и качество ее в некоторых экземплярах немного улучшено. Посмотрите на ресурсы оценки оптики и камер, в интернете. Много ли беззеркальной оптики протестировано (декабрь 2020) ? Нет.

Если посмотреть на статистику использования камер Canon, у такого гиганта хостинга фотографий, как flickr, то можно обнаружить, что пока (декабрь 2021 года) за последний месяц, из загружаемых фотографий больше всего используются зеркальные камеры.

Даже известная бюджетная БЗК Canon EOS RP барахтается где-то в области 20-го места. A Canon EOS R, R5 и R6 и вовсе не видать в первой двадцатке. Там главенствуют Canon EOS 5D,6D разных поколений.

Смотрим раздел “Most Canon Uploads in the last Month”

(Какие модели Canon по тегам в изображениях, зафиксированны при загрузках фотографий за последний месяц.)

По состоянию на 3 января 2021 года, самые ходовые камеры из марок Canon – EOS 5D Mark III, EOS 6D, EOS REBEL T3i, EOS 70D, EOS 60D. Что загружаемых картинок с тегом марок беззеркальных камер в первой пятерке не наблюдается. Это связанно с тем, что пока людей устраивают зеркалки. И камеры не выработали свой ресурс.

Статистика “Top 5 Canon Cameras over the last Year” говорит нам о том, что по состоянию на январь 2021 года камеры EOS 5D Mark III, 6D EOS, REBEL T3i, 5D Mark II и 70D даже в очень хорошей форме. Уже как 5 лет используются. Преимущественно они. Хотя агрессивная реклама БЗК началась примерно в 2015-2016 годах.

Т.е. люди прагматики, владеющие актуальными зеркальными камерами, которые их полностью устраивают пока не торопятся переходить на беззеркальные системы, в массе своей. Просто разительных преимуществ нет.

Еще немного любопытных сравнений. Достаточно продвинутая APS-C (кроп зеркалка) Canon EOS 90D (тушка) стоит (1150$) примерно как Full Frame беззеркалка Canon EOS RP (1100$). Это как так вышло ? Чтобы кроп (APS-C), да еще и зеркальный стоил как полнокадровая БЗК. Все дело в функционале, и соответственно, в уровне камеры по совокупности параметров и возможностей. Также неоднозначно обстоят дела в сравнении камер Canon EOS 6D MK2 и Canon EOS RP. При этом 6D MK2 вышла в 2021 году. Это зеркалка. Весьма урезана, что бы полноценно работать в репортаже, как и EOS RP. Но EOS RP новее. По сути это два любительских Full Frame. Но разница в архитектуре и годах выпусках, должна ощущаться и в цене. Однако этого не происходит. Пока. Цена зеркальной тушки Canon EOS 6D MK2 стартует от 1200$, против Canon EOS RP 1100$ (на момент написания статьи). Поэтому не все так однозначно. Переходить на беззеркальную камеру меняя шило на мыло не очень то интересно. Особенно учитывая финансовые затраты.

Стоит учесть, что если вы купите БЗК, допустим Full Frame Canon, уже обладая парком оптики EF, то не смотря на наличие переходника и возможности ставить EF оптику, вы все равно рано или поздно купите родную оптику RF. В таком случае, при смене EF оптики на RF, вам придется снимать и адаптер, а потом заново его поставить. Удобно ли Вам это делать ? Переходить на беззеркальную камеру со старым парком, если позволяет адаптер, возможно, но какие проблемы это добавит. Основные –придется снимать адаптер для новой оптики и опять ставить для старой. Каждый раз. А если вы любитель фиксов, то это достаточно муторное занятие.

Стоит ли переходить на беззеркалку ?

Ответить на этот вопрос вам придется самим. Лично я для себя решил следующее.

Со старой и неудобной зеркальной камеры, которую необходимо в любом случае утилизировать/дарить/продавать за бесценок/ставить на полку, я бы перешел на БЗК. А точнее, это был бы не переход, а покупка новой камеры. Обновление камер переходом назвать нельзя.

При этом я десять раз подумал бы. И может быть со старой зеркалки обновился до новой зеркалки.

Дело в том, что в сети уже появились жалобы на промахи фокусировки продвинутых и дорогих FullFrame БЗК, и постояннства бэк и фронт фокусировок на них. А ведь это БЗК. И в сервисах ничего сделать не могут по классической методе юстировок. Производитель рекомендует прописать каждый объектив индивидуально в камеру. Чаще такая ситуация возникакет на оптике от зеркалок через переходник. Но повторно покупать такую же оптику с другим разъемом очень дорого. Еще люди жалуются на меньшую отзывчивость бзк камер, на действия фотографа.

Вот вам и хваленая беззеркальность.

Если в моем арсенале только продвинутая APS-C камера, и она еще меня устраивает, а мне захотелось бы добавить Full Frame в свой парк техники, то я бы рассматривал БЗК Full Frame, только убедившись в нормальной работе системы фокусировки, и в достаточной отзывчивости камеры. Тормознутая камера мне не нужна. И это тоже не переход, а расширение парка техники.

Сейчас наблюдается активный всплеск сообщений в сети о некоем т.н. переходе на БЗК. Именно переходе. В том случае когда продается годная современная APS-C/Full Frame зеркалка и покупается APS-C/Full Frame беззеркалка, по моему мнению, меняется шило на мыло. Новизна ради новизны. Это в лучшем случае.

Кстати, именно APS-C беззеркалки мне не интересны пока, в качестве основной камеры. Но на третьих ролях, в барсетку на каждый день, на всякий случай, сойдут. Не более того. Если все таки смотреть в сторону БЗК, слезая с продвинутой APS-C, то только в сторону Full Frame. Потому, как продвинутые APS-C зеркалки, на которые можно работать почти как на проф. камеры имеются, а вот с аналогичными ASP-C БЗК пока проблемы. Производитель отвел их даже от края профессионального направления.

С современной продвинутой Full Frame зеркалки, что-то типа Canon EOS 5D MK4, с множеством удобных функций, отличным ресурсом, двойной системой фокусировки я бы пока на БЗК Full Frame не переходил. А какой смысл ? Большие расходы в деньгах, а прирост в функционале сомнительный. Да и другие минусы добавятся.

Фото:Vladislav Vasnetsov

Хорошие нетормозные беззеркалки с богатым функционалом стоят от 2600$.Да так ли они хороши ? Что мы получим за такой переход ? Смотря с чего переходим. С хорошей зеркалки, при переходе на БЗК получим улучшение фокусировки на 20%.(вместо 75% – 95% .Только в идеале. Вспоминаем про жалобы). Заодно ощутим и некоторые другие ухудшения. Для меня именно в переходе смысла нет. А вот сменить старое/слабое или добавить камеру иного уровня, определенно стоит.

В будущем производители скорее всего нас всех переведут на беззеркальные камеры. На замену же старой и слабой зеркалке, я бы приобрел БЗК только без лагов, и частых ошибок фокусировки, которых там быть не должно.

Переходите на новые платформы вдумчиво!

Всех благ!

Главная страница » Техника »
Когда переходить на беззеркальную камеру

Другие публикации:

  • Управление цветом в RawTherapee
  • Режимы съемки фотоаппаратом. Два самых основных.
  • Как правильно снимать зум объективом
  • Эликон-35СМ. Фотоаппараты моего детства
  • Разрешение в мегапикселях и DPI
  • Преимущество зеркальной камеры

Что же лучше? Зеркалка или беззеркалка?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждый должен сделать свой выбор исходя из потребностей. Моё мнение – зеркальные фотоаппараты на сегодня всё ещё слишком сильно превосходят беззеркальные. Лично для меня при выборе камеры наиболее важными остаются критерии скорости (фокусировка, включение), широкого выбора оптики и цены (как на камеру, так и на объективы). Да, не всегда хочется брать с собой огромный зеркальный комплект. Лучше, чтобы был выбор. Например, для больших (продолжительных, важных и т.п.) съемок иметь зеркалку, а для души – что-то небольшое, может даже не беззеркалку, а компактную камеру вроде Fuji x100s или т.п. Но если выбирать одну единственную камеру, то повторюсь, я бы выбрал зеркалку. Но это лишь моё мнение. А что бы выбрали вы?

Статьи по теме: Виды фотоаппаратов Как выбрать зеркальный фотоаппарат Лучшие зеркальные фотоаппараты 2014

Беззеркальная камера: преимущества и недостатки

Поделиться статьёй:

Не так давно на смену громоздким зеркальным камерам пришли беззеркалки. Это логично, ведь весь мир стремится к упрощению и облегчению всего. В новой камере нет зеркального видоискателя, как в обычной, и на выходе мы получаем не оптическое, а уже оцифрованное изображение. Это и другие преимущества и недостатки новинки рассмотрим ниже.

Преимущества беззеркальной камеры

Первый и главный плюс — размер. Благодаря отсутствию откидного оптического механизма беззеркалки намного меньше своих предшественников. Соответственно линзы для них значительно легче. Это особенно важно людям, для которых компактность на первом месте. Чем меньше камера, тем проще брать её с собой, удобнее держать и использовать.

Второй плюс — вы сразу видите изображение, которое получится в итоге. Если возьмете зеркальную камеру и перед съемкой измените настройки, изображение не изменится. Итог вы увидите лишь после того, как завершите снимать. В беззеркалках используются электронныевидоискатели, благодаря им вы увидите готовый формат сразу на экране камеры и при необходимости сможете внести корректировки. Также электронный видоискатель позволяет снимать ночью.

Другими преимуществами беззеркальных камер являются: достаточно тихая работа, из-за отсутствия флип-механизма, большой выбор производителей и небольшое количество составных элементов, благодаря чему продолжительность жизни аппарата увеличивается.

Недостатки беззеркальной камеры

Беззеркальные камеры имеют не только ряд преимуществ, но и очевидные недостатки.

Для начала рассмотрим аккумулятор. Он значительно слабее, чем у зеркальных камер. Это обусловлено тем, что их батарея используется исключительно в момент съемки, а беззеркалки расходуют заряд на протяжении всего времени, пока они включены. К недостаткам относят время отклика экрана. То есть, картинка на дисплее может подтормаживать. Есть высокая вероятность упустить момент, пока экран на долю секунды отстал. К тому же, беззеркалки не так моментально откликаются на ваши действия, как их камеры-предшественники.

Еще одним минусом является отсутствие дополнительных аксессуаров. Эти камеры недавно начали заполонять рынок и производители просто не успели разработать удобных приспособлений для оптимизации и улучшения работы. Стоит ли выбирать беззеркальную камеру — решать вам. Невозможно определиться и выбрать свое — не попробовав. Если хотите услышать мнение профессионалов и лично убедиться, какая же камера вам подходит — записывайтесь на курсы в фотошколу. Здесь вы сможете определиться с выбором и поднять свой профессиональный уровень.

Изучить все нюансы использования беззеркальных камер, а также освоить другие виды фототехники вы сможете на курсах Санкт-Петербургской Школы Телевидения.

Поделиться статьёй:
Мне понравилась статья

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]