Почти все современные стиральные машины снабжены системой самодиагностики – при возникновении неисправности на табло появляется информационный код, по которому можно расшифровать характер неполадки. Сбои бывают разные: иногда, чтобы машинка снова заработала, достаточно перезагрузить ее или почистить сливной фильтр, а бывает и так, что нужно проверить работоспособность каких-то деталей или датчиков, и даже заменить их. В последнем случае агрегат придется разобрать.
Чтобы проверить и/или заменить детали, стиральную машину нужно разобрать
Конечно, не с каждой поломкой можно справиться, если нет специальной подготовки, поэтому не стоит переоценивать свои возможности. Но, например, ремонт впускного клапана или проверка контактов и трубки прессостата под силу каждому мастеру-любителю. Если вы твердо намерены сберечь семейный бюджет, в этом поможет наша статья, которая расскажет о том, как разобрать стиральную машину самостоятельно.
Подготовка
Разборку стиральной машины не выполнить при помощи одной отвертки, понадобится целый набор инструментов и средств:
- торцевые и рожковые ключи;
- набор головок и вороток;
- набор плоских и крестовых отверток;
- молоток;
- мультиметр;
- долото;
- ножовка по металлу;
- пассатижи;
- средство WD-40;
- шило.
Для того чтобы разобрать стиральную машину, нужно подготовить набор инструментов
Обратите внимание, что представленный перечень средств и инструментов – максимально широкий, и позволяет выполнить практически любой ремонт. Возможно, будет востребована лишь малая часть этого списка. Например, если вы не планируете проверять работу контактов или датчиков, то мультиметр, скорее всего, не потребуется, а если не собираетесь распиливать неразборной бак, то и без ножовки по металлу можно обойтись.
Ремонт техники – процесс непредсказуемый, он может продлиться не один день, а снятые панели и детали занимают много места. Поэтому, если есть возможность, перенесите агрегат в гараж, сарай или любое другое подсобное помещение, где он не будет мешать.
Прежде чем разбирать машину-автомат, проверьте гарантийный талон. Если срок гарантии на технику не истек, не стоит ремонтировать ее самостоятельно, лучше обратиться в специализированный сервисный центр.
Если разбирать технику придется в ванной комнате, подготовьте окружающее пространство: освободите участок пола размером не меньше 2 х 2 м и застелите его пленкой или старыми газетами. Стиральную машину отключите от всех коммуникаций и по возможности аккуратно отсоедините шланги.
Не забывайте о том, что в баке всегда остается немного воды, которую нужно обязательно слить перед тем, как приступать к ремонту. Подстелите под машинку сухую тряпку, приготовьте небольшую емкость, выкрутите сливной фильтр и дождитесь, пока вся вода вытечет из отверстия.
Если вы планируете снимать панель управления, то лоток для моющих средств лучше сразу вынуть. Обычно для этого нужно выдвинуть емкость, прижать фиксатор, расположенный посередине, и одновременно потянуть деталь на себя.
Как снять основные детали
Стоит отметить, что существует множество марок стиральных машин, самыми популярными считаются: Samsung, LG, Indesit, Bosch, Ariston (Hotpoint-Ariston), Zanussi, Kaiser, Whirlpool. Конечно, каждая из них имеет свои конструктивные особенности, но основные узлы агрегатов и их расположение не сильно различаются, поэтому и порядок разборки будет приблизительно одинаковым.
Перед вами схематичное изображение основных узлов стиральной машины
Чтобы проверить контакты и трубку прессостата или осмотреть впускной клапан, достаточно снять верхнюю панель. Другие ремонтные работы в основном также начинают со снятия этой части корпуса. Обычно болты, которыми крепится панель, расположены с задней стороны машинки, а иногда их можно найти по бокам.
Чтобы осмотреть впускной клапан, достаточно снять верхнюю панель
Заднюю панель снимают после того, как будут выкручены винты, которые ее держат. В некоторых моделях стиральных машин сзади есть крышка, которую тоже можно открыть. Но если вы планируете масштабный ремонт, лучше сразу удалить всю панель. Непосредственно за ней размещен приводной ремень, который снимают, аккуратно прокручивая колесо шкива по часовой стрелке.
Для масштабного ремонта недостаточно снять часть задней панели – лучше сразу убрать ее полностью
Приборная панель крепится несколькими винтами, расположенными в нише лотка для моющих средств, а также часто держится на защелках. Прежде чем снимать деталь, нужно отсоединить проводку и патрубки, прикрепленные к нише лотка.
В процессе разборки расположение деталей и схему подключения контактов можно сфотографировать, чтобы по окончании ремонта быстро и правильно осуществить сборку в обратном порядке.
После выполнения указанных работ можно приступать к ремонту или замене трубчатого электронагревателя (ТЭНа), приводного ремня или сливного насоса. Если же требуется разборка барабана стиральной машины, демонтаж нужно продолжить. В верхней части агрегата следует снять противовес (бетонный камень), патрубок, соединяющий отсек для порошка с баком, клапан забора воды и его контакты, а также прессостат, его трубку и контакты.
Чтобы освободить верхнюю часть бака, нужно демонтировать противовес, патрубок, клапан забора воды и прессостат
Перед тем как демонтировать переднюю крышку, снимают дверцу люка и отсоединяют резиновую манжету. Начинать работу нужно с манжеты – аккуратно отогнуть ее и снять с панели, оставив на баке. С дверцей также не должно быть трудностей – достаточно открутить несколько болтов, которые удерживают петлю.
Перед тем как снимать переднюю крышку, нужно демонтировать резиновую манжету
Переднюю панель аккуратно демонтируют, предварительно открутив винты, которые ее крепят.
Переднюю панель снимают после того, как будут откручены фиксирующие ее винты
В нижней части агрегата нужно демонтировать электродвигатель, ТЭН, нижний противовес, сливной патрубок и амортизаторы, на которых держится бак.
ТЭН в большинстве машин расположен непосредственно под баком. Иногда доступ к нему можно получить с передней стороны агрегата, но чаще окончание детали находится сзади, узнать его не сложно по контактам и гайке, расположенной между ними. Все эти детали снимают, а сам ТЭН аккуратно расшатывают в гнезде и извлекают.
ТЭН расположен под баком, чтобы снять его, нужно отсоединить контакты и выкрутить гайку, расположенную по центру
Чтобы демонтировать двигатель, с него нужно снять фишку питания и провод заземления, а затем открутить крепящие его болты (обычно их четыре).
Амортизаторы и сливной патрубок удобно снимать, предварительно уложив стиральную машину на бок. При помощи пассатижей удаляют хомут и отсоединяют сливной патрубок от насоса. Затем откручивают крепления амортизаторов и снимают бак со специальных крюков.
Чтобы демонтировать сливной патрубок, нужно ослабить и снять хомуты, удерживающие его
После всех манипуляций бак можно вынуть из корпуса стиральной машины. Но и этого может быть недостаточно, если нужно полностью заменить деталь или проверить состояние подшипников, расположенных в барабане.
Как разобрать бак и барабан
В некоторых марках стиральных машин бак можно разобрать, раскрутив болты, соединяющие две его половины. Но в большинстве современных моделей данные детали являются неразборными, а половинки спаяны по шву. Как разобрать барабан стиральной машины, расположенный внутри цельного бака?
На фото вы видите неразборный бак стиральной машины, в котором расположен барабан
Начинают разборку бака с того, что снимают шкив (колесо, через которое проходил ремень). Болт, который крепит эту деталь, может быть дополнительно закреплен при помощи клея. Если выкрутить его не удается, можно обработать деталь средством WD-40 или аккуратно сбить с клея при помощи молотка.
Открутить болт, закрепляющий шкив, может быть очень сложно
На две половинки бак разделяют, используя ножовку (распиливать нужно по шву, там, где они спаяны). Чтобы в последствии его было проще собирать, предварительно при помощи дрели просверливают по всему периметру шва отверстия. При сборке в них будут продеваться болты, которые скрепят части детали.
Из раскрытого бака несложно вынуть барабан, отсоединив крепления. Теперь можно доставать из него сальник и подшипники.
Подшипниковый узел обычно состоит из двух металлических элементов и резиновой прокладки – сальника. Разборку барабана начинают с подшипника, расположенного ближе к внешней части. Барабан кладут отверстием вниз, и выбивают металлическое кольцо при помощи долота и молотка.
Для удаления подшипника из барабана потребуются молоток и долото
Действия при удалении подшипников должны быть аккуратными и точными – долото нужно устанавливать строго на внешнее кольцо. Если инструмент соскользнет, и удар придется по внутреннему кольцу, оно может вылететь, а извлечение остатков детали из гнезда – очень сложный процесс. Второй подшипник удаляем тем же способом, а затем вынимаем сальник.
Разборка барабана
Как разобрать барабан стиральной машины Индезит, Электролюкс и т.п.? Для этого необходимо найти место крепления двух половинок барабана (в случае, если барабан не цельный) и снять винты, которые крепят их.
При разборке внимательно осматриваем состояние сальников и других деталей – в случае необходимости, их нужно протереть от грязи.
Сальники достаются из загрузочного бака обычной плоской отверткой (для этого необходимо поддеть сальники). Подшипники выбиваются молотком и металлическим прутом, диаметр сечения которого совпадает с диаметром подшипников. Демонтировать составляющие части барабана нужно осторожно, чтобы не повредить его целостность. Замена подшипников производится достаточно сложно, поэтому использовать инструменты необходимо с высокой точностью и аккуратностью.
Для того, чтобы детально разобраться в процессе демонтажа загрузочного бака, мы предлагаем читателям видео, на котором наглядно поясняются главные моменты и показывается порядок разборки барабана стиральной машины:
Особенности разборки агрегатов с вертикальной загрузкой
У стиральных машин с вертикальной загрузкой большинство деталей такие же, как у фронтальных моделей: бак, барабан, двигатель, амортизаторы и т. д.
На фото можно увидеть устройство стиральной машины с вертикальной загрузкой
Чтобы разобрать такой агрегат, также придется снять боковые панели корпуса и верхнюю крышку, но начинать нужно с панели управления. Болты, удерживающие деталь, можно найти по бокам, а в некоторых моделях она крепится на специальных защелках. В таком случае панель можно поддеть отверткой и аккуратно сдвинуть, отсоединив провода. Под деталью расположена плата управления, которую также нужно демонтировать.
Затем снимают верхнюю крышку (ее крепления обычно можно найти под управляющей платой) и боковые панели, а также аккуратно отсоединяют хомут от барабана.
Дальнейшие действия будут заключаться в последовательном снятии всех деталей. Подшипники в стиральной машине с вертикальной загрузкой расположены с двух сторон барабана.
Не забывайте, что в инструкции по эксплуатации вашего агрегата есть схема расположения всех деталей и их креплений. Не спешите, действуйте аккуратно, и у вас все получится.
Извлечение барабана
До того, как можно будет приступить собственно к разборке барабана его необходимо извлечь, алгоритм работы во многом зависит от типа машины, конкретной модели и ее производителя.
Машина с фронтальной загрузкой
Более всего распространены машины именно этого типа. Процесс извлечения барабана из такой машины является достаточно сложной процедурой, но проявив настойчивость, внимание и аккуратность с любой работой можно справиться.
До начала разборки важно не забыть отключить машину от коммуникаций, выключить и вынуть вилку из розетки.
- Открутив несколько болтов, удерживающих верхнюю панель, ее сдвигают назад и снимают. Открывается доступ к внутренностям устройства.
- Откручивают болты, фиксирующие заднюю стенку. Снимают ее.
- Проворачивая шкив, снимают приводной ремень.
- Отсоединяют всю проводку, идущую к барабану.
- Выкручивают болты, фиксирующие электродвигатель.
- Если модель имеет верхний противовес, его снимают.
- Вынимают лоток для моющих веществ. В большинстве моделей LG, Samsung, Индезит и ряда других производителей он удерживается пластиковой защелкой.
- Отсоединяют подводящий патрубок.
- Откручивают болты, удерживающие панель управления.
- Аккуратно снимают панель.
- Ослабляют хомут крепления манжеты загрузочного люка и заправляют ее внутрь барабана. Важно не забывать, что манжета изготовлена из мягкого материала, ее очень легко повредить.
Откроется доступ к барабану, свободно висящему на пружинах и амортизаторах. Можно его извлекать. В некоторых моделях стиральных машин, в частности, производства Самсунг работать будет проще, если предварительно снять переднюю панель и открутить нижние амортизаторы.
Машина с вертикальной загрузкой
Данные устройства отличает отличная функциональность при весьма скромных габаритах. Стиральная машина с вертикальной загрузкой имеет люк в верхней части. Барабан в ней фиксируется с помощью болтов. Ввиду значительных различий в конструкции, разборка устройства выглядит несколько по-другому.
- Разворачивают машину.
- Отвинчивают заднюю стенку, выкрутив несколько шурупов.
- Отодвигают боковые стенки, демонтируют их.
- Снимают всю мешающую электропроводку.
- Отвинчивают болты, фиксирующие пластиковую крышку.
- Освобождают вал, снимают барабан.
Независимо от типа машины, в ходе работы не лишним будет поэтапное фотографирование. Наличие собственноручно сделанной инструкции с фото заметно облегчит последующую сборку и убережет от появления «лишних» запчастей.
Разборный барабан
Большинство моделей современных стиральных машин, это актуально для моделей именитых производителей: LG, Samsung, Аристон и других имеют разборный барабан, что позволяет заметно упростить любые связанные с ним ремонтные работы. Конструктивно он состоит из двух половинок, которые скреплены между собой болтами. По линии стыка имеется прокладка или слой герметика, что обеспечивает простоту разборки и герметичность барабана.
Чаще всего разборка не представляет особой сложности, надо лишь выполнить ряд действий в следующей последовательности:
- положить барабан на ровную поверхность люком вниз;
- заклинить шкив, используя небольшой деревянный брусок;
- торцевым ключом или головкой с воротком-трещоткой открутить болт фиксирующий шкив;
- после того как шкив снят, ключом подходящего размера надо открутить соединительные болты;
- половинки легко разъединить, возможно, для этого понадобиться нанести несколько легких ударов по валу киянкой или обычным молотком через деревянный брусок.
Собираясь отвинтить шкив надо быть готовым к тому, что болт будет сопротивляться. Если это так, не стоит стараться открутить его «на силу», так нетрудно сорвать грани, а то и вовсе сломать стержень, вследствие чего ремонт затянется надолго. Перед тем, как выкручивать любые болты внутри стиральной машины стоит воспользоваться средством WD-40, это облегчит работу и обеспечит сохранность оригинального крепежа.
После того, как барабан разобран, можно переходить непосредственно к замене подшипников или удалению сторонних предметов, заклинивших машину. Если задача состоит в том, чтобы снять старые подшипники лучше использовать съемник винтового типа. Предварительно можно нагреть подшипник, но работать горелкой или паяльной лампой надо с предельной осторожностью, чтобы не повредить сам барабан.
Меняя подшипники важно обратить внимание на состояние уплотнительных сальников. Если они потеряли эластичность, имеется большая выработка или механические повреждения – сальники меняют вместе с подшипниками. После останется только собрать машину, это делается в обратной последовательности. Конечно, перед сборкой барабана надо нанести на соединяемые части слой герметика.