Свободу ушам или четыре схемы усилителей для наушников

Большая просьба к читателям — не считать первый абзац журналистским приемом…

Недавно мой «Home-made» усилитель стал немного глушить один канал, и пришлось вплотную заняться проверкой деталей. Оказалось — все дело в некачественном конденсаторе на входе.

После окончания ремонта меня уговорили на время одолжить этот усилитель с колонками для проведения «мероприятий» (как раз было время праздников). А что остается делать дома, когда нечего подключить к выходу звуковой карты, но хочется послушать музыку или просто погонять в очередную стрелялку (сейчас это «Call of Duty»)?

Вот и достал я из кладовки изрядно запылившиеся колонки-«чебурашки», которыми когда-то пользовался. Цена им была что-то около 300 рублей, и музыку они воспроизводили с соответствующим качеством. Так что после «качественного» звука (хороший усилитель + более-менее нормальные колонки) слышать издаваемые чахлыми маломерками картонные звуки стало просто невыносимо.

Но выход для наушников на «чебурашках» все-таки был. Ладно, значит, пришла пора попользоваться наушниками. В магазинах среди всяких разных «произведений» наткнулся на гарнитуру от SONY CD-268M.V.

Конечно, ценители качества недовольно поморщатся – да, правда ваша, ведь цена у этих «лопухов» около 10 у.е., а не 100… Но по сравнению с воплями «пуговиц» за 30 рублей это был «Звук».

Хотя, конечно, еще далеко не «ЗВУК» (чебурашки ощутимо фонили…).

Наушники можно было подключить прямо к выходу звуковой карты, но тут возник один вопрос — а на какую нагрузку, собственно, рассчитаны эти самые выходы?

Дело в том, что замеры искажений почти всегда производятся при нагрузке выхода звуковой карты на вход измерительного прибора, а у него входное сопротивление вряд ли 32 Ома. Но ведь при понижении сопротивления нагрузки увеличивается ток, и теперь при увеличении громкости возрастают искажения — посмотрите на характеристику любой микросхемы — усилителя НЧ (графики есть практически в каждом описании).

Получается, что при подключении наушников звуковая карта вряд ли сможет обеспечить высокий стандарт качества звука и полностью раскрыть свои потенциальные возможности. (Или все-таки сможет?)

Вот и пришла идея собрать усилитель специально для подключения наушников — ведь на самодельном усилителе нет специального гнезда (схемное решение такое, что обычные наушники туда просто нельзя подключить). В журналах и интернете схем встретилось довольно много, но выбраны были всего четыре.

Качество «звуковой продукции» у них возрастает постепенно, а сложность сборки практически не увеличивается. Надеюсь, многие меломаны и игроманы найдут здесь полезную информацию. Да и жены смогут отдохнуть от музыки и грохота… (Только теперь докричаться до вас им будет гораздо труднее.)

Внимание! Постоянное использование наушников на максимальной громкости приводит к устойчивому ухудшению слуха! Минздрав предупреждает!

Схема первая, простая

Схема усилителя для наушников достаточно проста. (Автор — Валентий Святы, Practyczny Elektronik №2/2000, c. 4–6.) Собственно , которая при напряжении питания 9 Вольт может развить на нагрузке 8 Ом мощность до 1 Вт. Микросхема нормально работает на нагрузку до 4 Ом и при выходной мощности 150 мВт обеспечивает коэффициент гармоник не более 0,2%. Значит, при работе на наушники усилитель не перетрудится, сильно греться и искажать звук не будет.

Главная особенность данной схемы — автоматическое включение-выключение питания. При подаче на вход усилителя звукового сигнала напряжение на выходе детектора на диодах VD1, VD2 становится достаточным для открывания транзистора VT2, который далее открывает транзистор VT1, через который напряжение питания и проходит на микросхему.

Питание усилителя осуществляется от 9-ти вольтовой батареи («Кроны», например). При отсутствии звукового сигнала напряжение на выходе детектора уменьшается до нулевого, транзисторы закрываются и микросхема обесточивается. Усилитель для наушников работоспособен при напряжении питания от 1,8 до 15 Вольт.

Естественно, если вы не страдаете забывчивостью — можете выбросить из схемы «лишние» детали (детектор и транзисторный ключ) и установить простой выключатель в цепи питания.

Простой усилитель класса А.

Николай Трошин

Данная статья является продолжением работы на тему использования усилителей работающих в А классе для высококачественного звуко-усиления. Представляю на Ваше рассмотрение, хорошо отработанную схему усилителя на кремниевых транзисторах. Неоспоримым преимуществом кремния — является способность работать при гораздо более высоких температурах (по сравнению с германием). При хорошем тепловом контакте транзистора с радиатором, можно считать допустимой температуру радиатора 90…95 град.

Понятно, что при столь высокой разнице температур радиатора и окружающей среды, теплообмен происходит очень эффективно. Поэтому при одинаковых площадях радиаторов выходных транзисторов, на кремнии можно получить примерно в 2 раза больше мощности по сравнению с германием. Большой ассортимент кремниевых средне и высокочастотных транзисторов большой мощности, позволяет построить высококачественный усилитель А класса при совсем простой схеме.

Данная схема обеспечивает выходную мощность 20 ватт на нагрузке 4 ом. Диапазон рабочих частот усилителя 20…25000 Гц. В качестве транзистора VT1 здесь можно использовать КТ208Д, КТ209Д, КТ361Г, Е, КТ3107Б, Г, И, К. В качестве транзистора VT2 можно использовать транзисторы КТ815, КТ801, П701, транзистор VT3 КТ814, VT4 — КТ818БМ, ГМ, транзистор VT5 — КТ819БМ, ГМ. Схема может работать без подбора транзисторов по коэффициенту усиления, однако поскольку она содержит всего 2 каскада усиления, желательно иметь коэффициент усиления транзистора VT1 — не менее 150, транзисторов VT2, VT5 — не менее 50, транзистора VT4 — не менее 80. Оценить коэффициент усиления транзистора не сложно. Достаточно включить испытуемый транзистор по вот такой схеме (для мощных транзисторов).

Резистор R1 обеспечивает ток в базу примерно 1 ма. Измерительный миллиамперметр измеряет ток коллектора (я использовал стрелочный тестер с пределом измерений 300 ма). Отношение тока коллектора к базовому току — будет коэффициентом усиления транзистора. Для транзисторов средней мощности, надо уменьшить базовый ток в 10 раз (R1 36k), а для транзистора малой мощности, базовый ток уменьшаем в 100 раз (R1 360k). В качестве источника питания, я использовал 3 щелочные (алкалиновые) батарейки размера АА, которые просто спаял между собой хорошо разогретым паяльником, с использованием не толстого провода (паять надо быстро, чтобы не перегреть батарейку).

При использовании нагрузки 8 ом, напряжение питания нужно увеличить до 39…40 вольт, резистор R10 до 0,25 Ом. Настройка усилителя сводится к установке половины напряжения питания на коллекторе VT5. Усилитель потребляет значительную мощность, примерно 100 ватт на каждый канал. Поэтому источник питания должен быть серьезным. Силовой трансформатор для блока питания, нужно применять мощностью не менее 250 ватт, либо использовать два однотипных трансформатора (на каждый канал) с такой же общей мощностью. Схема источника питания показана на рисунке ниже.

Вторичная обмотка силового трансформатора должна иметь выходное напряжение ХХ 26 — 27 вольт. Такая схема должна быть на каждый канал усилителя, причем при нагрузке 4 ом, возможно лучше сразу поставить конденсаторы по 22000 мкФ. Диодный мост с номинальным током не менее 10 А либо 4 диода на 10 А. Большая емкость конденсаторов объясняется значительным током потребления, в том числе и в режиме покоя усилителя, когда пульсации особенно заметны. Применять электронные фильтры или стабилизаторы я не стал, поскольку они иногда являются причиной самовозбуждения усилителя и источником помех и наводок.

Детали для усилителя: Резисторы могут быть любой мощности не менее 0.125 ватт за исключением R9 5 ватт, R10 2 ватт. Очень важен номинал резистора R10. От этого зависит правильный режим работы усилителя. Конденсатор С1 лучше поставить пленочный, С4 пленочный или слюдяной. Выходные транзисторы КТ818, КТ819 обязательно с буквой «М» в конце (в металлическом корпусе), БМ, ГМ. Радиаторы под них я использовал ребристые размером 120*170, толщиной 35 мм. Если радиаторы будут меньше, то необходим принудительный обдув. На КТ815 небольшой радиатор-пластинка 2-3 кв. см. На П701 радиатор не нужен. На резисторе R9 рассеивается значительная мощность. При наличии осциллографа и генератора можно попробовать ее уменьшить. Подаем сигнал на вход,на выход подключаем эквивалент нагрузки и осциллограф. Резистором R4 добиваемся симметричного ограничения максимально возможной амплитуды сигнала. Далее увеличивая резистор R9 добиваемся начала ограничения сигнала сверху. Выпаиваем и измеряем номинал. После этого устанавливаем резистор на 25…30% меньше. При желании поэкспериментировать можно собрать совсем упрощенную схему.

Транзисторы здесь должны иметь больший К ус. Первый не менее 200, второй не менее 100. Резистор R7 мощностью не менее 50 ватт. При отсутствии такого можно использовать электрический чайник и утюг по 2000 ватт на220в, соединенные параллельно, либо 2 ТЭН на 2000 ватт. — получается сопротивление около 10 ом. Кстати это можно использовать и как эквивалент нагрузки. Данная схема позволяет получить 4…5 ватт (потреблять будет все равно около 90 ватт.) На коллекторе VT2 нужно выставить 12 вольт. Удачи Вам в творчестве и конструировании!

Схема вторая, продвинутая

На глаза попалась схема усилителя для наушников, которая называлась «Блок регулирования громкости и тембра для стереонаушников». (Автор — Анджей Космински, Hobby Elektronik, №2/2000, c. 48–49). Сами регуляторы громкости и тембра выполнены на микросхеме А1 — TDA1524A в типовой схеме включения. (Так было написано в журнале, в оригинальном описании на микросхему схема немного другая. Но здесь схема приводится именно в «опубликованнном» виде).

На сдвоенном операционном усилителе А2 собран «мощный» усилитель, способный работать на низкоомные наушники.

Глубина регулировки громкости (R2) от –80 до +21 дБ, тембра НЧ (R4) +/- 12дБ на частоте 100 Гц, тембра ВЧ (R5) +/- 10 дБ на частоте 10 кГц.

Максимальное входное напряжение не более 2,5 Вольт, напряжение питания 12 Вольт, потребляемый ток 40 мА. Регулировочные резисторы должны быть на 47 кОм с линейной зависимостью изменения сопротивления от угла поворота движка (так называемая группа «А»).

Сложностей в изготовлении возникнуть не должно. Если захотите питать усилитель от источника +12 Вольт из блока питания компьютера — придется принимать меры для защиты от помех по цепям питания (таким же образом, как поступают изготовители автомобильных магнитол — ставят специальные фильтры).

Любители стрелялок могут ограничиться данными конструкциями, а меломанам предлагается читать текст дальше.

Зачем нужен усилитель для наушников

Вопрос о том, нужно ли усиливать звук в головных телефонах, волнует многих пользователей наушников. Ведь практически в каждом устройстве, воспроизводящем аудиосигналы (плеер, магнитола, персональный компьютер, смартфон и пр.) имеется встроенный усилитель, оснащенный отдельным выходом для подключения наушников. Мало того, измерение параметров встроенных усилителей, проведенные без подключения нагрузки (на холостом ходу), показывает, что все они отвечают требованиям, необходимым для качественного звучания головных телефонов. Однако все дело в том, что при подключении к воспроизводящему устройству ситуация кардинально меняется, причем не в лучшую сторону. И проблема заключается именно в согласовании этих устройств между собой.

Совет! Поэтому специалисты советуют при подключении головных телефонов к источнику звука обращать особое внимание на рекомендованную изготовителем последнего величину сопротивления нагрузки. Иначе при прослушивании фонограмм возникнут искажения, способные существенно ухудшить качество звучания.

При несоответствии выходного сопротивления звуковоспроизводящего устройства импедансу головных телефонов возможны следующие последствия:

  • высокая чувствительность низкоомных наушников способствует появлению фонового шума;
  • при подключении высокоомных головных телефонов к низкоомному входу источника звука громкость звучания фонограммы может значительно снизиться и т. д.

Избежать означенных проблем можно, если подключать наушники к источнику звука через внешнее усилительное устройство с достаточно большим (свыше 20 кОм) входным сопротивлением. Такой прибор прекрасно взаимодействует с любым встроенным усилителем, поскольку функционирование последнего на высокоомную нагрузку мало чем отличается от его работы на холостом ходу. О сопротивлении наушников подробнее можно узнать из нашей статьи.

На заметку! Встроенный усилитель без труда обеспечивает максимально возможные характеристики воспроизводящего устройства, а вот полностью раскрыть потенциал подключенных головных телефонов — это задача усилителя для наушников.

Третий вариант усилителя для наушников, крутой

Данная схема — немного переработанный вариант усилителя из разряда «почти «Hi-End» (пусть фанаты ламп не морщатся — бывают и транзисторные схемы такого класса). Схема опубликована в журнале «Радиохобби», №6 за 2003 год, автор — Вячеслав Щуцкий.

В исходном виде это был усилитель класса «А» с выходной мощностью 25 Ватт на нагрузке 4 Ома, рассеиваемой мощностью 60 Ватт и током покоя выходных транзисторов 2 Ампера (!).

Это законченный узел, являющийся повторителем входного напряжения с коэффициентом усиления по напряжению немного меньше единицы. Работать он должен был с высококачественным усилителем напряжения. (Звуковая карта вполне обеспечит этот усилитель необходимым уровнем сигнала, его нужно только усилить по мощности.)

Нагрузкой (в оригинале) должны быть высокочувствительные акустические системы, например, мониторного типа. В данном случае этот «обогреватель» будет использоваться в качестве усилителя для наушников.

Естественно, ток покоя при этом можно будет сделать поменьше (для этого придется изменить величину сопротивления некоторых резисторов), и заменить выходные транзисторы на КТ854А (пришлось оставить в схеме транзисторы КТ819 — других в наличии не оказалось). Конденсаторы, о, установлены в ходе доработки. Величины в скобках относятся к «оригинальной» схеме усилителя (если нужно получить на выходе 25 Ватт).

В данной схеме видно, что усилитель не имеет обратной связи, которая по мнению многих знатоков мешает почувствовать различие между схемами. Но при этом возрастают требования к качеству каждого элемента схемы, о чем будет сказано позже. Рассмотрим конкретно особенности данной разработки.

Входной каскад усилителя выполнен по схеме с общим коллектором (ОК) на транзисторе VT1 с активной нагрузкой в цепи эмиттера в виде источника стабильного тока (ИСТ) на транзисторах VT2, VT3. Транзисторы VT2, VT3 устанавливаются на общем теплоотводе площадью 30…40 см2.

Данное схемное решение обеспечивает возможность установки транзисторов на общий теплоотвод и обеспечивает высокую стабильность тока ИСТ и тока покоя выходных транзисторов. Ток коллектора входного транзистора втекает в базу транзистора VT5, на котором построен ИСТ для выходного усилительного транзистора VT4 (принцип Push-Pull).

Выходной усилительный транзистор VT4 также включен по схеме с «общим коллектором», и весь усилитель собран по схеме «ОК-ОК». Транзисторы VT4, VT5 в оригинальном варианте были установлены на общем теплоотводе площадью около 800 см2.

Для раскачки наушников нужна мощность весьма небольшая, поэтому ток покоя установим поменьше, снизится рассеиваемая мощность и следовательно, не будет необходимости в «монстроидальном» радиаторе. При изготовлении «ушного» усилителя был использован сравнительно небольшой радиатор от P-II, на который все пять транзисторов устанавливались через изолирующие прокладки из термопленки или слюды (сначала укрепите транзисторы, проверьте омметром отсутствие замыканий на радиатор, а уж потом паяйте!).

Естественно, что таких радиаторов понадобится два — по одному на каждый канал. Вентиляторы можно удалить, но если окажется, что нагрев радиаторов слишком велик (более 80°С), придется их вернуть на место (может, ток покоя все-таки сделаете поменьше?).

Налаживание усилителя производится следующим образом. Перед включением проверяется правильность монтажа, движок подстроечного резистора устанавливается в среднее положение. После включения необходимо проверить потенциал на эмиттере VT4 (половина напряжения питания).

Если напряжение отличается от 6 Вольт, подрегулируйте подстроечный резистор. После настройки его можно заменить на постоянные резисторы, как именно — догадаетесь сами. В изготовленном образце ток покоя первого канала равен 120 мА, ток покоя второго канала 240 мА. Несмотря на такую заметную разницу (виноваты транзисторы — пришлось поставить КТ814 с разными буквенными индексами, отсюда и разброс) отличий в качестве звука уловить не удалось (наверное, потому что наушники не слишком дорогие или уши глухие). Но лучше все-таки подобрать транзисторы в каналах так, чтобы токи покоя были примерно равны.

При недостаточном токе покоя величину сопротивления резистора R5 следует уменьшить. При случае можно дополнительно подстроить напряжение на эмиттере VT4, визуально контролируя равномерность ограничения синусоиды частотой 400…1000 Гц (сверху и снизу) на экране осциллографа при подключенной нагрузке. Во время наладки в качестве нагрузки может выступать резистор сопротивлением, например, 33 Ома (его выбираем примерно равным сопротивлению обмотки наушников).

Теперь — о деталях выпрямителя. Его схема не приводится, потому что она стандартная мостовая. Выпрямительные диоды лучше использовать с большой площадью кристалла, например КД213. Емкость электролитических конденсаторов в выпрямителе — по принципу «чем больше, тем лучше» (в изготовленном образце установлены «в параллель» два конденсатора по 4700 мкФ с максимальным напряжением 25 Вольт). Напряжение на выходе выпрямителя должно быть не менее 15 Вольт.

Но питать усилитель от простого мостового выпрямителя не получится. Дело в том, что усилители данного типа очень чувствительны к пульсациям питающего напряжения. Потребуется изготовить небольшой стабилизатор напряжения на 12 Вольт. Для этого подойдет микросхема — стабилизатор напряжения 7806, включенная по схеме, указанной на рисунке.

Стабилитрон помогает увеличить выходное напряжение стабилизатора до требуемых 12 Вольт (вернее, там будет 6+5,6=11,6 Вольт, но это мелочи). Потребляемый ток небольшой, поэтому радиатор для микросхемы стабилизатора можно использовать малый по размерам.

Для уменьшения влияния каналов стереоусилителя друг на друга фирмы применяют различные по степени «крутизны» ухищрения — например, полностью раздельные блочные конструкции (два «моноблока»), питание от различных трансформаторов, питание от раздельных обмоток одного трансформатора, питание от различных выпрямителей, подключенных к одной обмотке трансформатора. Выбирайте сами, какой вариант вам подходит больше. Еще одна рекомендация — поставить параллельно электролитическим конденсаторам в цепи питания конденсаторы другого типа, например МБГО или МБГЧ –— это улучшает звучание усилителя на высших частотах звукового диапазона. Величину емкости таких конденсаторов можете подбирать сами, ориентируясь на свой слух.

Рекомендуемый тип конденсатора С1 — так называемый «бумаго-масляный» (хотя бы МБМ), выходной электролитический конденсатор — типа К50-29В или импортный (Elina for Audio, Marcon). Но можно и поставить более доступные, если при этом проверить и отобрать лучшие по параметрам. Возможно также параллельное включение конденсаторов меньшей емкости. Например, вместо выходного конденсатора 2200 мкФ пришлось включить параллельно два по 1000 мкФ (). Резисторы типа МЛТ с рассеиваемой мощностью 0,25…0,5 Вт.

Считается, что чем больше размер элемента — тем меньшие шумы он создает. Предлагаю вам проверить это самостоятельно.

Печатная плата для данного усилителя не разрабатывалась, весь монтаж был выполнен одножильным изолированным проводом. Если есть желание, можете весь монтаж выполнить посеребренным медным проводом (потом будете гордо демонстрировать свой усилок друзьям — только корпус сделайте в моддерском стиле, с прозрачным окошком и подсветкой на светодиодах).

Корпус для данного экспериментального образца усилителя для наушников был изготовлен из фольгированного стеклотекстолита, на боковых крышках закреплены радиаторы канальных усилителей. Правда, по дизайну получилось нечто, смутно напоминающее английский танк «Большой Вилли» времен Первой мировой войны. Светодиодный индикатор включения, гнезда для наушников и гнездо для подключения параллельного усилителя выведены на переднюю панель.

АЧХ усилителя линейная, диапазон воспроизводимых частот от 20 Гц до 120 кГц (дальше не хватило возможностей генератора). Во время прослушивания музыки корректировать тембр не требовалось.

Величину нелинейных искажений измерить не удалось из-за отсутствия необходимых приборов. Но можно надеяться, что искажения будут очень малыми – все-таки транзисторы работают в режиме класса «А». Шумов при включенном усилителе уловить не удается — в наушниках во время пауз полная тишина. Что и требовалось получить…

А играть тоже понравилось — во время разрывов гранат и снарядов в наушниках никаких скрипов или призвуков – только то, что хотели «озвучить» разработчики.

Усилитель для наушников вполне можно использовать для сравнительного тестирования стереонаушников, ну и играть тоже не возбраняется. А вот музыку рекомендуется слушать «качественнуюз, иначе все недостатки (шумы звуковой карты, хрипы наушников, помехи от драйвов и т. д.) покажут себя очень явно.

Конечно, можно было провести сравнительные исследования на тему «Разница в качестве звучания стереотелефонов при подключении их непосредственно к выходу звуковой карты и специализированному усилителю» с привлечением толпы экспертов и груды измерительных приборов, но тогда весь обьем статьи пришлось бы посвятить только этой теме.

Может, вам показалось, что ваять такую громоздкую коробку для воспроизведения только через наушники незачем? А тогда почему люди платят такие смешные деньги (зайдите на www.hi-fi.ru и посмотрите на цены) за усилители, колонки, и даже за соединительные кабели?

Да, конечно, это устройство будет уступать по характеристикам усилителям, собранным на лампах и трансформаторах, намотанных серебряным проводом (Audio Note и т. д.) Но все-таки по сравнению с произведением китайских сборщиков звук у этой самоделки совсем другой — проверено лично.

УСИЛИТЕЛЬ КЛАССА «А» ДЛЯ НАУШНИКОВ

Неудовлетворённость качеством воспроизведения музыкальных композиций звуковой картой компьютера заставило взяться за изготовление настольного усилителя. Решил, что это будет простой самодельный усилитель для наушников, собранный по классической схеме на одном транзисторном каскаде.

Однако есть замечание. Этот усилитель подходящим будет только в том случае, когда входной сигнал не требует усиления по напряжению (например, выход достаточной силы дают МП3 плеер или компьютер). Также, любой шум, возникающий в блоке питания, будет идти прямо через усилитель. По этой причине, необходимо использовать только стабилизированный источник питания. Диапазон выходного напряжения 10-20 В и ток 750 мА. Здесь используется N-канальный МОП — транзистор с обратным диодом для работы в ключевом и линейном режиме IRF610. В процессе изготовления усилителя было опробовано применение и других транзисторов: IRF510, IRF611, IRF612 и IRF710, все без исключения работали хорошо. Рекомендую не использовать IRF530 и IRF540 (обычно встречаются в источниках питания). Используемый LM317 — стабилизатор с регулируемым выходным напряжением позволяет очень точно настроить выходные параметры блока питания.

Так как этот усилитель будет находиться на рабочем столе в производственном офисе, он должен обязательно вписываться в рабочую обстановку. Повезло, что имелся вышедший из строя внешний CD-ROM, его дизайн подходил идеально. К тому же в его корпусе уже имелся выключатель, адаптер питания, розетка RCA и входы на задней панели, а также разъем для наушников на передней панели.

При изготовлении усилителя были использованы только те электронные компоненты и комплектующие, которые имелись в наличии. Обычные резисторы и плёночные конденсаторы. Конденсаторы ёмкостью 1 мкФ, 0.47 мкФ и 0,1 мкФ полипропиленовые. Но никто не мешает использовать и более качественные детали.

Радиаторы охлаждения имеют сравнительно небольшой объём охлаждающей площади, но обращаю внимание на то, что они прикручены напрямую к металлическому корпусу, который также принимает участие в рассевании тепла. Объём меньшего по размеру радиатора примерно 1,75 квадратного дюйма. Обязательно изолировать MOSFET и регулятор от радиаторов.

Работа усилителя была опробована при помощи регулируемого блока питания, он включался на низком напряжении. Смещение задается при помощи переменного резистора сопротивлением 100 кОм. Усилитель показал хорошую работу во всём интервале напряжения от 10 до 20 В, но всё же именно качественное воспроизведение звука начиналось при напряжении питания более 13 вольт.

Далее работа усилителя была проверены при помощи USB осциллографа. Это DSO-2150 с 60 МГц пропускной способностью и максимальной частотой дискретизации 150 мк/с. Увиденная синусоида показала себе с лучшей стороны от 20 Гц до 20 кГц.

Меандр 100 Гц

Прямоугольный 4800 Гц

Зелёного цвета входной сигнал, а желтый выходной. Мощность сигнала моего генератора не велика и это отражается на качестве исходных волн. Если сравнивать входное напряжение и выходное напряжение вы увидите, что коэффициент усиления цепи составляет около 0,8. Видно, что при 100 Гц присутствует легкий наклон. Наклон постепенно уменьшается, а частота увеличивается и за его пределами около 300 Гц квадрат волнового отклика отличный до 20 кГц — предела сигнала генератора. Поскольку музыка состоит в основном из синусоид это не проблема. Так как для регулировки громкости будут использоваться МП-3 плеер или компьютер, нет необходимости в потенциометре. Ещё один УНЧ, но уже с применением ламп, можно посмотреть тут.

Схема усилителя для наушников четвертая, для «подвинутых» в ламповую сторону

В данной схеме усилителя для наушников (автор — Б. Каинка, журнал Elektor Electronics, №10/2003 год, с. 70.) используется лампа, применявшаяся в радиостанциях, когда-то стоявших на вооружении Советской Армии (Р-105М, Р-108М, Р-109М и другие). Да и в ДОСААФ такие радиостанции использовались весьма долго — например, для работы в диапазоне 28 МГц подходила Р-108М.

Лампа 1П24Б — пентод прямого накала, тип «стержневая», малогабаритная. Напряжение накала, указанное на схеме, 1,2 Вольта при токе 240 мА.

Анодное напряжение здесь низкое – всего 12 Вольт, так что можно не бояться, что от анодной цепи «долбанет» сотней вольт.

Непосредственно в анодную цепь включаются наушники, сопротивление обмотки которых должно быть не менее 600 Ом (говорят, есть такие «уши» из разряда «студийных»). И конечно же, понадобится две таких лампы — ведь у нас предполагается «стерео»…

Схема источника питания не приводится специально — если уж вы собрались паять данную схему и нашли такие не особо распространенные на рынке лампы, то в дальнейшем моя помощь в этой конкретной области вам точно не понадобится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]